Вслед за водкой уйдёт и магазин

От фракции КПРФ в Госдуме поступило предложение запретить продажу алкоголя в магазинах, расположенных в жилых домах.

Идея ограничить продажу спиртного в продуктовых магазинчиках так называемой шаговой доступности прозвучала еще год назад. Тогда ее поддержал главный нарколог страны Евгений Брюн. Доктор ссылался на некий опрос Минздрава, показавший, что большое количество опрошенных одобряют предложение ограничить продажу алкоголя в магазинах первых этажей многоквартирных жилых домов.

С пьянством в России боролись многие, боролись и во времена Петра I, и во времена Михаила Перестроечного. Результатов было мало. Как только начинал действовать запрет, тут же открывались тысячи нелегальных точек.

В каждом городе практически любой горожанин знал, где купить водку, если магазин закрыт. В разы увеличивалось изготовление и продажа самогона, поддельного горячительного. В результате количество потребления алкоголя не уменьшалось, а в случае с запретом при Горбачеве еще и погубили тысячи гектаров элитных виноградников.

Поразительно, что стеклянные грабли, на которые вновь пытаются наступить коммунисты, не разбиты, они вновь готовы произвести широкую дугу по траектории для звонкого соприкосновения с твердым материалом. Кому, как не им, стоявшим у руля страны почти век, не знать, что запретом в России можно лишь усугубить ситуацию.

И ладно бы, если ситуация действительно была критической. Страна спивалась бы. Но вот ведь какая штука. Как только от «запретить и ограничить» перешли к «давайте вместе спортом заниматься», сразу стало понятно — есть выход из алкогольной петли.

С 2011 года количество потребления алкоголя снизилось вдвое: с 18 литров на душу населения до 9,5. И, заметьте, без всяких шумных «сухих законов».

Зачем же теперь понадобилось делать столь резкий шаг? Возможно, во фракции КПРФ озаботились не столько здоровьем населения, сколько уровнем достатка отдельных людей.

В обороте продуктовых магазинов в жилых домах, только по официальной статистике, 20% составляет алкогольная продукция. Если изъять ее из продажи, магазины эти попросту закроются. Все. А это значит, что покупатель вынужден будет идти в крупные сетевые супермаркеты. И не только за злополучной водкой, но и за молоком и хлебом.

В предложении фракции КПРФ специально оговорено, что продажа алкогольных напитков будет разрешена в отдельно стоящих торговых точках. То есть в пятерке крупнейших сетей. Эти гиганты переживут изъятие алкоголя из мелких филиалов, которые тоже нередко располагаются в нежилых помещениях первых этажей жилых домов. Изъятый оттуда алкоголь переместится в крупные гипермаркеты, что увеличит их оборот в разы.

Господа коммунисты, похоже, решили убить сразу двух зайцев — и напомнить о себе, и поклониться крупнейшим ретейлерам. При этом реальная угроза здоровью нации, на наш взгляд, таится отнюдь не в алкогольных витринах маленьких магазинчиков шаговой доступности (там все же чаще продают легальную водку), а в рынке нелегального, подпольного производства и продажи спиртного.

Только с начала нынешнего года правоохранительные органы ликвидировали цеха, разливавшие алкогольный суррогат в нескольких регионах России, в том числе в Москве, Подмосковье и на Кузбассе. Сотни тысяч бутылок с поддельным спиртным, тонны контрафактной водки, коньяка и виски. По данным МВД, сегодня бутлегеры работают по всей стране, но их крупнейшие цеха, как правило, расположены поблизости от мегаполисов.

Бороться c преступным подпольным бизнесом в сфере алкоголя гораздо сложнее, нежели ходить рейдами по маленьким магазинчикам и выискивать под прилавками спрятанные бутылки с водкой. Хотя, оговорюсь, эти рейды помогают снизить количество потребляемого населением суррогата. Речь о другом. Можно годами ловить мелких продавцов и при этом не замечать громадные преступные синдикаты, производящие десятками тонн левый и часто опасный для жизни алкоголь.

Так, может быть, стоит фракции КПРФ встать грудью, бетонным заслоном между жителями, магазинами и производителями поддельного спиртного, а не пиариться за счет сомнительных запретов, которые к тому же реально могут привести к полномасштабному захвату рынка крупными торговыми брендами?