Под маской профсоюзов

Прикрываясь идеей социальной справедливости, провокаторы обманывают простых рабочих.

Использование собственниками профсоюзов в своих конкурентных разборках лучше всего рассматривать на примере украинской Криворожстали. Не потому, что больше нет примеров – их полно на каждом шагу, а потому, что пример Криворожстали вмещает в себя все виды этих разборок.

Криворожсталь, созданная в эпоху сталинской индустриализации, является одним из немногих металлургических предприятий-гигантов с полным циклом производства стали: от добычи железной руды до выплавки проката. Потому она всегда будет лакомым куском как для местных, так и для зарубежных металлургических королей.

История борьбы олигархов за Криворожсталь началась в конце второго президентского срока Леонида Кучмы. Именно тогда он передал предприятие во владение консорциуму Ахметова — Пинчука. Однако после оранжевого путча и прихода к власти Ющенко на предприятии вдруг появилось сразу несколько типа независимых профсоюзов.

Они начали усиленно раскачивать ситуацию, требуя национализации комбината. Им в этом активно помогали мелкие троцкистские группы, активно создаваемые тогда на Украине на околицах левого движения. Вплоть до того, что участников этих групп подвозили из других городов на автобусах под проходные предприятия с целью «поддержать рабочий протест».

Тогда еще многие принимали лозунги о национализации Криворожстали за чистую монету. Именно на это и была сделана ставка закулисными игроками.

И действительно, совместные акции так называемых независимых профсоюзов Криворожстали под так называемым руководством типа левых групп дали неожиданно быстрый результат. На предприятии, к общему удовольствию, был начат процесс национализации. Однако развитие последующих событий всех повергло в шок.

Двадцать второго апреля 2005 года хозяйственный суд Киева признал незаконной сделку, по которой предприятие перешло в собственность Инвестиционно-металлургического союза Ахметова — Пинчука.

Но после апелляций бывших собственников, которые, конечно же, были отклонены всеми судебными инстанциями Украины, Криворожсталь вдруг неожиданно для всей страны была 24 октября 2005 года выставлена на аукцион и за 58 минут продана компании Mittal Steel Germany GmbH за 4,8 млрд долларов, т.е. индусскому металлургическому королю Лакшми Митталу. И с того момента называется не Криворожсталь, а «АрселорМиттал» и, соответственно, приносит пользу не Украине, как предполагалось в случае ее национализации, а индусскому миллиардеру.

Зарубежные эксперты наперебой восхваляли Ющенко и его премьер-министра Тимошенко за то, что они продали металлургический гигант по баснословно высокой цене. Но ведь на самом деле реальная цена Криворожстали с учетом прибыли, которую она приносит, и ее стратегического значения для государства отнюдь не 24,2 млрд гривен, а многократно выше. Об этом, конечно, западные эксперты скромно умалчивали.

Стало ли после смены собственника лучше рабочим предприятия? Ничуть. Потому что собственник платит наемным рабочим строго по расценкам, сложившимся на внутреннем рынке рабочей силы, и ни цента больше. Т.е. швейцарским рабочим Миттал платит больше, а украинским — меньше, что они ни делай.

Однако после этого урока многие левые продолжили носиться со своими профсоюзными иллюзиями. Все они спустя девять лет приняли второй майдан за революцию. Политический дальтонизм, как и физиологический, трудно излечим.

Но вернемся к Криворожстали. С переменой собственника борьба за нее не закончилась. Ахметов из тех акул, которые никогда не отказываются от добычи.

После начала войны на Донбассе он вошел в преступный сговор с Порошенко и стал успешно потрошить доверчивых украинских граждан при помощи бизнес-схем «Роттердам+» и «Пенсильвания+», выжимая из них все соки за тепло, свет и горячую воду. Это позволило Ахметову за последние пару лет прикупить сталелитейных активов еще на 22 млрд гривен. Лишь алмаза, именуемого «Криворожсталь», в его металлургической империи, не хватает.

С прошлого года «АрселорМиттал» потрясают всевозможные аварии на производстве и профсоюзные протесты. «Даешь зарплату 1 000 евро!» — кричат лидеры независимых уже от Миттала профсоюзов.

Прошлые, независимые от Ахметова, профсоюзы, как вы понимаете, за эти годы или рассосались, или вошли в официальный профсоюз «Арселора». Теперь на предприятии бузят профсоюзы, направляемые незримой рукой Ахметова и, возможно, кем-то еще, потому что таких, ну очень независимых, профсоюзов на «Арселоре» аж пять.

Коллектив предприятия их стараниями расколот и разрознен.

Например, в мае 2018 года на «Арселоре» забастовал цех железнодорожников, в задачи которого входит транспортировка продукции с завода. Работа предприятия была парализована. Т.е. работники других цехов, разумеется, потеряли в деньгах. Но зато эту забастовку поддержали железнодорожники в Кременчуге и еще четырех городах Украины.

Опять многие левые обрадовались: наконец-то рабочие начали проявлять солидарность! Но на самом деле – ничуть не бывало. Если копнуть вглубь, то можно увидеть, что за всей этой солидарностью стоят ахметовский «Метинвест» и контролируемые им звенья «Укрзализныци».

А все последние аварии на «Арселоре», как и случаи производственного травматизма, многие опытные специалисты предприятия считают хорошо спланированными диверсиями.

Ринату Леонидовичу не привыкать к жесткой борьбе: он в свое время такими же профсоюзными методами отбил в Мариуполе у Бойко завод имени Ильича. А индусское руководство «Арселора» уже явно перенапряглось, и ситуация на предприятии продолжает дестабилизироваться.

Да, рабочим, в конце концов, под давлением повысили зарплату. Но не так, как они хотели, а до уровня средней по стране. Когда средства уже обесценила инфляция и сожрал рост тарифов от ахметовских энергокомпаний.

Если на предприятии снова сменится собственник, станет ли от этого лучше рабочим? Нисколько.

Вот так выглядит сегодня борьба профсоюзов за права человека труда. А за национализацию предприятий без права их последующей перепродажи новым собственникам сейчас профсоюзы, увы, не борются.

Об использовании так называемых независимых профсоюзов в своих стратегических интересах крупными геополитическими игроками читайте в следующей статье.