Не всё то профсоюз, что им называется

В канун 1 Мая всегда актуализируется тема защиты прав человека труда. А любая борьба требует организации. Раньше таковой являлись профсоюзы, но теперь данная форма объединения трудящихся почти повсеместно выродилась, наполнившись противоположным своему назначению содержанием.

Для нас, выходцев из Советского Союза, профсоюзы до сих пор являются некой священной коровой, которую трогать не смей и не моги. Однако со времен наших прадедов много воды утекло, и собственники научились виртуозно манипулировать трудящимися, используя профсоюзы в своих интересах. Многие левые и наивные рабочие хотят видеть в профсоюзах то, чем они являлись столетие назад, и становятся заложниками игры внешних, зачастую крайне реакционных, сил.

Перефразируя Козьму Пруткова: если на дверях организации, финансируемой олигархом, написано слово «профсоюз», не верь глазам своим.

По большому счету профсоюзы всегда делились на две большие категории: те, которые созданы собственниками производств и призваны защищать руками трудящихся интересы денежных мешков, и те, которые созданы самими трудящимися для защиты собственных прав. Когда-то первых было не так много, в основном вторые. Но сейчас – наоборот.

Даже если рабочие сами создают на производстве свой профсоюз, то собственник либо очень быстро перекупает его организаторов, и профсоюз превращается в его карманный инструмент, либо организаторов попросту увольняют, и профсоюз очень быстро заканчивает свое существование.

Таким образом, говоря о современных профсоюзах, мы чаще всего имеем дело именно с подконтрольными собственникам структурами, которыми они крутят, как хотят, в своих интересах.

Например, на Украине члены Федерации профсоюзов, состоящей в основном из таких вот официальных ячеек, после прихода к власти Ющенко в 2005 году отметились в последующие годы многочисленными акциями «За подорожание проезда», «За повышение коммунальных тарифов», «За поднятие цен на энергоносители».

Лозунги зависели от того, к какому предприятию принадлежал профсоюз, но всегда отражали эгоистические стремления собственника увеличить свою прибыль. Рабочие в данных акциях использовались в качестве безмозглой массовки.

Мне не раз доводилось беседовать с протестующими, которые, забыв о солидарности, бездумно требовали ухудшения жизни социально незащищенных слоев населения и таких же рабочих, как они, но только с других предприятий. Их ответы не отличались разнообразием: «Нас заставили», «Нам сказали», «Нам вручил эти плакаты профком». А где же ваша собственная воля? Где достоинство и честь человека труда? Их не было.

Странно и стыдно было наблюдать за этими марионетками, стоящими по разнарядке под Верховной радой или кабмином с позорными требованиями. Является ли борьба за увеличение прибылей собственников и свои мелкие выгоды борьбой за права трудящихся? Вопрос риторический.

Ведь ларчик с подобными профсоюзными акциями открывался просто. Тогда на протест людей выводили контролирующие ФПУ представители донецкого клана, которым клан днепропетровский в те времена здорово прищемил хвост.

Но в 2010 году власть поменялась, и хвост оказался прищемлен у днепропетровских олигархов. Тогда начались протесты так называемых независимых профсоюзов Волынца, подконтрольного Юлии Тимошенко, а ФПУ затихли.

По смыслу это выступление напоминало акции ФПУ: отберите у других и дайте нам. Бастовали львовские шахтеры: «Поднимите закупочные цены на уголь». Что в переводе значит – поднимите тарифы на тепло, свет и горячую воду не только населению, но и всем остальным предприятиям. Но львовским шахтерам дела до других не было, как и ФПУшным транспортникам, металлургам и коммунальщикам.

Но подобная психология свойственна мелким собственникам, а не людям труда. Психология рабочего человека строится на солидарности и взаимовыручке. Тогда и борьба людей за свои права становится эффективной. Потому трудящимся, защищающим свои права, в первую очередь стоит задуматься именно об этом.

Понятно, что капитал по отношению к рабочим всегда будет проводить политику «разделяй и властвуй», но следовать или не следовать в фарватере этой политики – каждый выбирает сам.

Подобный образ действий касается официальных профсоюзов, которые содержат собственники производств. Однако в деле приспособления профсоюзов к своим нуждам мысль олигархов не стоит на месте. Они находят все новые и новые возможности использования этих организаций трудящихся в деле увеличения собственной прибыли.

Сейчас, когда с вопросом официальных профсоюзов многие потихоньку начали разбираться, собственники уже закончили шлифовать схему использования профсоюзов в конкурентных и политических разборках друг с другом.

Более того, все чаще в них активнейшее участие принимает иностранный капитал, который стремится к захвату все новых рынков уже не только сбыта, но и более дешевой рабочей силы, а также к достижению своих геополитических целей.

О том, как это делается, мы подробно рассмотрим на украинских примерах в следующих статьях на профсоюзную тему.