Хрустальная сказка счастья

Поговорка гласит: «Счастье хрупко, как стекло». В новогодней премьере драмтеатра хрустальная туфелька, напротив, стала залогом удачи.

Режиссер Дмитрий Бурханкин взял за основу постановки довоенную инсценировку Тамары Габбе, где тени смягчены юмором, мачеха и сводные сестры поражают глупостью больше, чем жестокостью. В первоисточнике сюжета, «Сказках матушки Гусыни» Шарля Перро, падчерица теряет на ступеньках дворца «туфельку, отороченную мехом». Потом, из-за созвучия, она превратилась при переводе в хрустальную.

Сказка шла в Калужской драме много лет назад. Заслуженная артистка России Надежда Ефременко маленьким ребенком смотрела это представление, затем играла Гортензию, а теперь — фею Мелюзину.

Золушка (Екатерина Буреничева, Елизавета Лапина) поет о своей сиротской доле:

Она мела и двор, и дом, в квашне месила тесто,

А за обеденным столом ей не хватало места.

Мачеха присвоила ее долю наследства, и девушка оказалась прислугой в собственном доме, рада хоть минутку в покое посидеть. Но она не озлобилась, не потеряла способность радоваться и не упустила свой шанс.

Яркое музыкальное представление с масштабными декорациями, шелковыми кринолинами, бальными сценами.

Сестры-фурии (Гортензия — Екатерина Клейменова, Дарья Кузнецова, Жавотта — Мария Артемьева, Татьяна Овсянникова) дерутся из зависти на потеху зрителям.

И друг другу-то они завидуют, желают зла:

Я так прелестна и добра,

Что стану королевой,

А старшая моя сестра —

Придворной старой девой…

Когда на балу королевская семья стала восхищаться не ими, от зависти и злобы мегеры последний смысл потеряли. Хвалят, да не нас! Мы и видеть этого не хотим! Мне бы такие туфельки, и я была гораздо красивее этой выскочки! Для воспитания нет ничего убедительнее, чем показ уродства порока. Детишки, в три смены смотрящие в театре поучительную феерию, исподволь учатся добру, щедрости, терпению «от противного».

Мачеха (Эмилия Ленковская, Ольга Петрова) выгоняет из дома фею в рубище, предварительно подробно расспросив ее о движимом и недвижимом имуществе. Эта «нищенка» могла бы ее облагодетельствовать, будь вдовица чуть добрее или хотя бы умнее.

Шут (Кирилл Бессонов, Сергей Путинцев) на беломраморных лестницах дворца поет о себе: «Все слушаются короля, а слушают меня». «Дай пряник — замолчу»,- обещает он объектам своих насмешек, чьи пороки он остроумно подмечает.

Яркое музыкальное представление с масштабными декорациями, шелковыми кринолинами, бальными сценами в исполнении ансамбля «Выкрутасы» — арена первой любви шестнадцатилетнего Принца (Дмитрий Казанцев, Вячеслав Соколов). И в первый же свой выход в свет юноша сделал безупречный выбор жены — только чистое сердце зорко!

Когда Принц отыскал прекрасную незнакомку с крохотной ножкой в куче золы Гортензия и Жавотта громко зарыдали от зависти. Мачеха пояснила удивленной свите: «У них такое горе! Они расстаются сегодня со своей любимой сестрой». Шут напомнил: «А мне, было, показалось, что вы называли ее вашей служанкой».

В финале истории фея обвиняет жестоких «родичей»: «Она улыбалась только тогда, когда вас не было дома, пела, когда вы ее не слышали, танцевала, когда вы ее не видели. Вы все у нее отняли — и называли ее нищенкой. Вы заставляли ее выгребать из печек золу — и называли ее Золушкой. Так пусть же этим именем зовут самых лучших девушек на свете. Пусть люди говорят: «Она мила, как Золушка. Она скромна, как Золушка. Она прекрасна, как Золушка!»

Спасибо, волшебница Мелюзина, за оправдание добродетели, это прямо-таки рождественское чудо!