Обломов из Марий Эл

Приятной новинкой сезона премьер стали гастроли Марийского театра юного зрителя из Йошкар-Олы. На сцене Калужского инновационного культурного центра взрослые и подростки увидели постановку «Обломов. Теперь или никогда» по роману Ивана Гончарова. Малыши посочувствовали героям «Гадкого утенка» и «Приключений Чиполлино».

Марийский театр юного зрителя создан в 1991 году. С середины 1990-х театр ставит спектакли на двух языках — марийском и русском. Репертуар поражает изобилием классики марийской и русской литературы, зарубежных авторов. Даже «Синяя птица» Мориса Метерлинка украшает знамя театра-дворца.

По приглашению общества «Финно-угрия» театр выезжал в Эстонию на празднование Дня национального героя. Марийцы регулярно участвуют в фестивалях: «Бомба» (Финляндия), «Божественная искорка» (Сыктывкар), «Ламбушка» (Петрозаводск), «Золотой конек» (Тюмень), «Коляда-Plays» (Свердловск). Они — постоянные гости Международного фестиваля театров финно-угорских народов «Майатул».

Классиков русской литературы там ставят больше, чем в иных театрах России. Постановки по произведениям Чехова («Дядя Ваня», «Вишневый сад», «В овраге»), Горького «На дне», Толстого «Любовь — книга золотая», Островского («На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза»), Пушкина («Руслан и Людмила», «Сказка о царе Салтане»), «Ах, водевиль, водевиль» Крылова и Сологуба играют на двух языках.

Художественный руководитель театра, заслуженный деятель искусств РФ и РМЭ Олег Иркабаев-Этайн поставил около полусотни спектаклей, в том числе «Обломова». Он сказал о коллективе: «Каждый актер в нашем театре имеет свое место. Это как красивый букет из разных цветов, дополняющих один другой. Наша труппа разнообразна характерными актерами, и именно этим она сильна. Многие наши актеры задействованы также и в известных марийских фильмах, их видят и знают тысячи зрителей».

Роман «Обломов» в сценической версии Сеппо Кантерво дал возможность задуматься о результатах активности в порочном обществе. Гости, сплошь народные и заслуженные артисты РМЭ, играли отчетливо и энергично. В спектакле есть главное — ритм, мотор, он не растекается бесформенным действом «по мотивам».

Роман в свое время вызвал бурные споры. Сторонники одного мнения трактовали обломовщину как символ косности России. Другие видели в романе философское осмысление русского национального характера, особого нравственного пути, противостоящего суете ложного прогресса.

Для марийцев классик — почти земляк (ведь расстояния за Волгой меряются по-иному), он родился и служил в Симбирске. Затем в Петербурге работал переводчиком в министерстве финансов. Гончаров испытал сильнейшее влияние Белинского и Герцена. Два года писатель провел в кругосветном плавании на фрегате «Паллада» секретарем адмирала Путятина.

В «Обломове» писатель изобразил великое социальное зло: развращающее влияние крепостнического строя на личности рабов и господ, помещиков и промышленников.

Немедленно вслед за напечатанием романа Добролюбов опубликовал в «Современнике» статью «Что такое обломовщина?». Роман и статья стали одним целостным общественно-литературным событием.

Обломов (Игорь Актуганов) получил хорошее образование, служил в Петербурге. Но инерция влияния социальной среды такова, что и в столице Обломов создал вторую Обломовку. История преданного слуги Захара (Валерий Григорьев) — это трагедия. На старости лет, после смерти барина, Захар нищенствует на церковной паперти.

Ольга Ильинская (Любовь Купсольцева) сродни женским образам Тургенева и Толстого. Девушка с богатыми духовными силами, воспитанная в столичной среде, задалась целью «поднять» Обломова. Драма трех восхождений героя и его трех срывов, «обломов», рассказана марийцами страстно и болезненно.

Кульминации драма Обломова достигает, когда и он, и Ольга видят, что счастье вдвоем невозможно. Ольга в тоске спрашивает: «Отчего погибло все?.. Кто проклял тебя, Илья?.. Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» — «Есть, — сказал он чуть слышно… — Обломовщина!»

Обломов с ясным самосознанием говорил Штольцу: «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!» Осудив Обломова, Гончаров хотел создать ему противовес в Штольце (Сергей Мамаев) «как образец энергии, знания, труда, вообще всякой силы». Но этот отец семейства, домовладелец, коммерсант, землевладелец, светский человек тоже несчастен!

Изображая русскую жизнь как дремучий лес, Добролюбов рисует забравшихся на деревья обломовых, умеренных либералов. Отвлеченные умники, размышляют о том, как выбраться из дремучего леса. А под деревьями находятся страдающие «путники», народ, ждущий помощи и руководства от умников. Путники «вязнут в болоте, их жалят змеи, пугают гады, хлещут по лицу сучья…».

«Чистый, правильный, легкий, свободный, льющийся» язык Золотого века литературы титанов дал отдохнуть от мелкотравчатости обыденной речи. Безупречный камертон нравственности русской классики марийцы тронули бережной рукой. Спасибо!

Фото автора.