«Не мамкай!..»

Эта фраза из известного телесериала как нельзя лучше подходит для ситуации, в которой взрослый ребенок по каждому поводу обращается за помощью к родителю, а тот запоздало пытается сбросить его со своей шеи. Поздно!

Чтобы ребенок в нужное время превратился в самостоятельного человека, стоит начать об этом думать буквально с младенчества. Как заманчиво и быстро с ложечки накормить годовалого малыша! Не надо будет потом полчаса отмывать от каши его самого, стены и пол, нервничать, ругать. А в ситуации, когда опаздываем в детский сад, разрешить карапузу самостоятельно завязывать шнурки или застегивать пуговицы — значит неминуемо краснеть перед воспитательницей за поздний приход. Что выбирают большинство родителей? Ответ очевиден.

Дальше — больше. Собираем за первоклашку портфель, решаем задачки, клеем поделки. Как итог — в 25 лет он будет продолжать «мамкать».

Один из основных законов воспитания — не надо делать за ребенка то, что он способен сделать сам. А если его упорно оберегать от любых сложностей, вырастет человек, который недостаточно верит в себя и любой ценой избегает риска.

Еще один закон, которым хотели бы пренебречь родители, — в общении с детьми не существует удачных «быстрых» методов.

Часто бывает, что наше чадо испытывает чувство беспомощности. Оно может расплакаться от неудачи, завязывая бантик на шапке. Естественное желание — броситься на выручку. Но помогая, дайте возможность научиться, создайте ситуацию успеха. Пусть вы потеряете время, но выиграет ребенок.

К тому же если сейчас вы не отыграете ситуацию правильно, лет через пять — десять сцену беспомощности и беззащитности регулярно будут разыгрывать при вас. Дети очень наблюдательны и хорошо усваивают методы воздействия на родителей!

С детства нужно учить ребенка выбирать. Правда, для начала это может быть так называемый ограниченный выбор: «Ты уберешь игрушки сейчас или после обеда?». Затем, по мере взросления, выбор вариантов нужно увеличивать.

Мы боимся предоставлять выбор, почти наверняка зная, что наследник выберет не то, что нужно. Пусть так, но только отрицательные последствия научат его больше этого не делать. Заодно он научится не бояться ошибок. Падая и вставая, ты растешь.

Исключение составляют лишь те ситуации, когда последствия могут быть плачевны, сопряжены с угрозой жизни и здоровья.

Делать ли уроки вместе с ребенком или предоставить ему свободу? Или вообще разрешить не делать уроки, если он так считает?

В начальных классах, особенно в первом, необходимо помогать с уроками. Ведь мы, по сути, формируем умение выполнять задание, учиться и организовывать свой день. В старшей школе сидеть и контролировать весь процесс вовсе не нужно, лучше время от времени помогать, когда попросят.

Что касается «полной свободы» — а почему бы и нет? Пусть попробует не сделать и столкнется с последствиями. Для ответственного ребенка такой урок пойдет только на пользу. Ну а если получил двойку и не сделал выводы, следовательно, учеба сама по себе его не вдохновляет. Это еще не значит, что ваш ученик — лоботряс. Нет детей-лентяев, есть дети немотивированные. Придется пораскинуть мозгами, чтобы ненавязчиво показать своему чаду всю прелесть и свет ученья.