Несообщающиеся сосуды

В сентябре на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака было принято решение о возврате торговли слабоалкогольными напитками на автозаправочных станциях. Запрет на продажу пива и вина на АЗС действует с 2011 года.

Несообщающиеся сосуды

Разговоров вокруг «продавать — не продавать» в последнее время ведется предостаточно. Волна интереса к этому сегменту нетопливной прибыли АЗС возник после резкого весеннего подорожания топлива. Тогда ситуацию удалось стабилизировать, однако, скорее всего, владельцы крупнейших топливных сетей АЗС, притормозив цены, потребовали от правительства «печенек» в виде возможности дополнительного дохода от продажи, в частности, легкого алкоголя.

В качестве обоснования, как всегда, приводится зарубежный опыт. По мнению аналитиков АКРА (Аналитического кредитного рейтингового агентства), операционные расходы заправок в мире до 100% покрываются продажей нетопливных товаров. У нас в лучшем случае до 30%, как у «Лукойла», например. Представители владельцев АЗС теперь говорят о том, что если им дадут возможность продавать пиво и вино на АЗС, то, возможно, лет через десять удастся добиться компенсации расходов до 80%.

Минздрав во всей этой истории тихо и скромно напоминает, что повысится так называемая «импульсная» покупка алкоголя. То есть человек, забежавший в магазинчик при АЗС и не предполагавший купить пивка, к примеру, увидит его на витрине и наверняка купит. Менталитет, мол, такой у нас. Возможно, тогда повысится риск для здоровья россиян. Скромно и тихо, потому что, по статистике, то же пиво на заправках составляет не более одного процента от общего вала продаж этого напитка.

Таким образом, пиво и вино появятся на прилавках магазинов при АЗС. Однако радоваться этому, помимо страстно желающих хлебнуть алкоголя, будут лишь владельцы АЗС и торговых сетей. Их прибыль увеличится.

А вот в кармане водителя денег не прибавится. Стоимость бензина и наличие в витрине пива никак не взаимосвязаны. По крайней мере, для простого человека. Правительство пошло на уступку для крупного бизнеса, обеспечив себе возможность аргумента сдерживания перед очередным скачком цен на бензин, и только.