Город сильных духом

Так как город на реке Протве все-таки больше известен в веках как религиозный центр, мы задумали предпринять что-то вроде паломнической прогулки по святым местам и отправились из центра вдоль улицы Ленина до староверческого храма и далее до Свято-Пафнутьев Боровского монастыря.

 Город сильных духом

Там, где многочисленным экскурсантам показывают живописнейший вид с высокого берега реки и купола многочисленных церквей, за скромной оградой находится памятник героям Куликовской битвы, боровскому князю Владимиру Храброму и боровчанам — освободителям России. Он представляет собою крупных размеров камень с мемориальной табличкой. Очень скромный памятник, но вызывает уважение, когда узнаешь, что установлен он не государством, а по инициативе и на деньги простых горожан.

Если брать в расчет историю, то горожане здесь — люди не робкого десятка и очень упорные в отстаивании своих убеждений. До революции, говорят, большинство населения здесь составляли старообрядцы.

И это несмотря на то что два века до этого «двоеперстников» всячески притесняли, а при царе Алексее Михайловиче сжигали и пытали. Считается, что Боровск был выбран местом заключения протопопа Аввакума и его духовной последовательницы боярыни Морозовой для острастки приверженцам старой веры. Хотели уничтожить бунт против церковной реформы, что называется, «клином», в самом эпицентре.

О тех временах в городе напоминает часовня Феодоры Морозовой, которая находится недалеко от здания местной администрации. Вспоминаем картину Василия Сурикова, где на санях везут неистовую боярыню с поднятой вверх рукой — везут в Боровск, в острог. Ее и сестру Евдокию Урусову закованными сначала посадили в земляную яму. Было это зимой. В глазах местных жителей женщины были героинями, великомученицами, поэтому, по дошедшим до нас свидетельствам, к ним приходили как к святым, вместе молились — и подкармливали втихую. Иначе сестры умерли бы раньше, ведь их велено было заморить голодом.

Кстати, экскурсоводы рассказывают шокирующие подробности того, как царские люди пытались избавиться от боровских староверов. Когда еще боярыня мучилась в остроге, последовал приказ созвать народ на городскую площадь и устроить публичный допрос: кто крестится двумя перстами? Тем, кто поднял руки, их затем отрубили, а многих старообрядцев сожгли заживо…

На месте гибели Морозовой и Урусовой затем сочувствующие горожане воздвигли надгробную плиту. В советские времена, чуждые сентиментальности, ее убрали и построили здесь же здание райкома партии.

Сейчас рядом с этим зданием стоит часовня, также построенная на народные пожертвования. Да, наша история дает всяк сюда приходящему богатую пищу к размышлениям о судьбах человеческих и величии духа отдельных представителей.

О том, что старообрядчество в Боровске живо и по сей день, говорит действующий храм во имя Введения Пресвятой Богородицы. Построенный в начале двадцатого века, когда вышел императорский указ о веротерпимости, в тридцатых годах он был отобран у староверов. Его вернули только к концу века. Краснокирпичный пятикупольный храм в псевдорусском стиле хорошо просматривается с высокого берега Протвы.

Однако целью нашего путешествия была все-таки «официальная», действующая в рамках Русской православной церкви духовная обитель, прибежище монахов и паломников. Я имею в виду монастырь, основанный не менее ревностным служителем веры — святым Пафнутием.

Теперь, основываясь на собственном опыте, могу сказать тем, кто решится пойти по нашим стопам: отправляться к знаменитому монастырю пешком можно, если обладаете достаточным запасом времени. У нас на дорогу ушло больше часа. К тому же пришлось поплутать по тропинкам: купола маячили то справа, то слева, как будто специально запутывая путешественников, чтобы прочувствовали все тернии праведного пути.

Так получилось, что к монастырю мы попали не со стороны парадных ворот, а пройдя обширные, засаженные овощами поля, ульи и пруд. Везде трудились бородатые мужчины, видимо, монахи, но были и на вид люди светские, скорее всего, приехавшие сюда потрудиться на благо обители.

Преподобный Пафнутий сначала основал деревянную церковь в селе Высоком, а затем при нем был построен и каменный монастырь. Обитель еще при жизни создателя была очень почитаема в Московском государстве, сюда ездили цари, царицы и царевны. Соборный храм был расписан самим Дионисием, исцеленным преподобным от серьезного недуга.

Сам монастырь сейчас ухожен, утопает в цветах, кругом лавочки и умиротворение. Но меня, честно говоря, больше поразили внушительные высоченные стены и башни, бойницы, которые делают его очень похожим на крепость. Монахи строили его с расчетом на активное сопротивление. Вспоминая историю и то, сколько раз этот монастырь был разрушен и разграблен, понимаешь, к чему были такие предосторожности.

Если верить интернету, то одна из немногих сохранившихся до наших времен деревянных церквей — храм Покрова Пресвятой Богородицы на Высоком — находится на территории Боровского монастыря. На самом деле, как оказалось, навигатор показал, что до нее еще семь километров пути. К сожалению, ни сил, ни времени на то, чтобы дойти до нее, у нас не осталось. Что ж, будет повод приехать сюда еще раз, чтобы увидеть удивительный памятник, а заодно еще с десяток мест, которыми прославился этот маленький провинциальный городок.

Город сильных духом

Город сильных духом

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.