Спасательный круг для особых детей

Благотворительный фонд «Волонтеры — детям», созданный в Калуге по инициативе добровольческого движения в 2010 году, ведет большую работу со своими подопечными. Это дети, оставшиеся без попечения родителей, попавшие в трудную жизненную ситуацию, с особенностями развития, ограниченными возможностями здоровья.

Он оплачивает операции и лекарства, помогает ребятам в больницах, семьях, устраивает образовательные поездки, курсы, фестивали. В 2014 году на базе фонда был открыт центр реабилитации и досуга детей с ограниченными возможностями здоровья «Попутный ветер».

— Это единственное некоммерческое учреждение подобного рода в нашей области, — рассказывает руководитель центра Екатерина КАРАТАЕВА. — У нас нет прямой государственной поддержки и целевого финансирования.

Все, что мы делаем — только благодаря частным пожертвованиям и помощи тех организаций, кто вместе с нами верит, что каждому больному ребенку мы даем шанс на будущее независимо от его физических особенностей и социального статуса. «Попутный ветер» — это система общеразвивающих занятий, направленных на социализацию детей, инклюзивные программы которой объединяют детей с инвалидностью и без, живущих в семьях и оставшихся без родных, малышей, их родителей, специалистов и добровольцев.

Мы осуществляем благотворительные программы «Дети больниц», «Дети в беде» и другие. Проводим акции по продвижению благотворительности и волонтерства. Сейчас реализуем проект по социальной реабилитации детей с аутизмом и другими ментальными нарушениями.

— Это стало возможным после победы в конкурсе президентских грантов?

— Да, наш проект получил одобрение Экспертного совета Фонда президентских грантов с высоким рейтингом заявки. Сумма — без малого три миллиона рублей.

— Екатерина, а почему именно этот проект, касающийся аутистов?

— Этими детьми, к сожалению, мало кто занимается. Между тем, по оценке экспертов ВОЗ за 2016 год, один ребенок из 160 в мире имеет расстройство аутического спектра (РАС). Наш центр с 2014 года занимается с детьми, имеющими инвалидность и ограниченные возможности здоровья.

Анализ показал, насколько уязвимо положение детей с аутизмом в нашей области. При отсутствии психокоррекционной работы социальный ущерб неизбежен. Дети не способны к коммуникации и самообслуживанию, требуют постоянного ухода. В дальнейшем их содержание и обеспечение ложится на плечи семьи и социальных структур. В 2016 году наш центр получил порядка 350 заявок на участие в программах социальной реабилитации.

Сотрудники центра получили целевую подготовку по терапии РАС. Мы сотрудничаем с Институтом коррекционной педагогики, провели мониторинг учреждений, которые занимаются такими детьми, собрали актуальную информацию об эффективных методах работы, подготовили волонтеров. Вся команда проекта по социальной реабилитации и социализации детей, реализуемого с использованием средств Фонда президентских грантов на развитие гражданского общества, пройдет стажировку в Федеральном ресурсном центре по организации комплексного сопровождения детей с РАС.

— Сколько ребят участвуют в проекте?

— Восемьдесят. И столько же родителей из Калуги, Перемышльского, Дзержинского, Юхновского районов. Им тоже необходима помощь. Дети прошли диагностику на базе центра. Ключевые параметры для работы с каждым ребенком определяют психолог и нейропсихолог.

Проект базируется на принципах личностного подхода к его участникам. Работа ведется на базе студии телесной терапии, кулинарной и арт-студий, включая психокоррекционную и логопедическую помощь. Комплексный подход позволяет формировать навыки правильного поведения у детей. Просвещение родителей помогает им усвоить эффективные способы взаимодействия с детьми, улучшить эмоциональный климат в семье.

— Занятия с родителями проводите по специальной программе?

— Да. У нас создан клуб для родителей. В феврале клинический психолог, перинатальный и семейный психолог Михаил Обухов прочитал мамам и папам лекцию «Психологическое сопровождение семей с особенными детьми». Они узнали, как справляться с тревожностью, усталостью, как учиться управлять своими эмоциями, где и как находить ресурсы для полноценной жизни. В марте для родителей был организован тренинг по практической отработке этих навыков.

Да, мы работаем с детьми, коррекция которых достаточно сложна, и, как правило, речь не идет о том, что такой ребенок станет нормотипичным. Но для каждого мы ставим индивидуальные задачи: понимание обращенной речи, максимальное включение в социальный контакт, расширение кругозора, умение обслуживать себя.