Голубь мести и блокадный хлеб

Современная по тематике экспозиция Андрея Дроздова проходит в Калужском музее изобразительных искусств в рамках проекта передвижных выставок «Русь святая, храни веру православную».

Цари, монахи, воины в шлемах смотрят на посетителя с масштабных по размеру полотен участника Студии военных художников им. М. Грекова. Выпускник Пензенского художественного училища, Суриковского института, автор стажировался в мастерской братьев Ткачевых. Палитра калужского гостя отличается от таковой знаменитых народных художников, но их пластику он воспринял. Только образный мир сменился. Учителя, художники-деревенщики, прославились картиной «Лампочка Ильича», а героями Андрея Дроздова становятся монахи и монархи.

Член Московского союза художников, лауреат Всероссийского конкурса «От Древней Руси к новой России», дипломант церковного общественного форума «Православная Русь».

Все представленные работы, даже портретные, по существу, являются жанром, они рассказывают некую историю. Бабушка художника была крестьянкой, и не она ли обдирает просо на картине «Когда б имел златые горы»? Зерно на кашу и для кур, веники будут плодом этого уютного труда в залитом солнцем дворике на домотканой дорожке.

А вот сотник Лонгин, поразивший копьем Распятого. Увидев мужество Христа, он уверовал, и сам стал мучеником. «Блокадная Пасха» — полотно о страшных дарах голодающих. Свечи воткнуты в паек — 125 блокадных граммов хлеба, им и причащались верующие.

Художник попытался рассказать что-то новое об Александре Невском после эпического полотна Корина. Просветитель вятичей Кукша теплит свечу в природном храме, сосновом бору, среди его смолистого аромата, с успехом заменившего невиданный в том времени и месте ладан.

Княгиня Ольга изображена с голубем, но это отнюдь не птица мира. Вдова наказала убийц мужа три раза. Сначала послов древлян, сватавших ее за своего князя, она заманила в яму и погребла живьем. Других послов сожгла в бане. Но шедевром ее мести стала третья выдумка. В 946 году она обложила оккупированных древлян легкой данью — по три воробья и голубя с каждого двора. Завоеванные с радостью исполнили ее требования. И к ночи их дома запылали: Ольга велела привязать зажженный трут с серой к птицам и пустить их на волю. Так повествует о злодействе Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского». Много интересных, отрезвляющих сведений собрал этот путешественник, администратор, ученый муж в знаменитом труде.

Калужский гость запечатлел художников, отдавших дань сюжетам Евангелия, — Рембрандта ван Рейна, Николая Ге.

Экспозиция названа автором «На страже Отечества». Он говорит: «Для меня картины — поле битвы, на котором нужно победить. Поэтому я выбираю тактику исходя из стратегической задачи». Андрей Дроздов оправдывает крупные размеры полотен: «Есть такие темы, которые маленьким форматом не возьмешь. Ты должен прокричать в полный голос! Тогда твой посыл достигнет сознания зрителя».

Проверьте действенность метода автора, посетив экспозицию.

Фото автора.