Брызги моря на холсте

Два заслуженных художника России представили будоражащую экспозицию в Калужском музее изобразительных искусств.

Братья Сидоренко вслед за классиком своей энергичной кистью утверждают:

Случайно на ноже карманном

Найди пылинку дальних стран —

И мир опять предстанет странным,

Закутанным в цветной туман.

Ликование красок, звенящих счастьем, как юные голоса, — таковы пейзажи гостей. И неудивительно, ведь родились братья в полуденном крае СССР, в Симферополе. Художники с детства впитали жемчужное мерцание моря, когда смотришь на него с высоты гор Яйлы, запах глициний, магнолий, щедрость абрикосово-персикового лета.

Братья с отличием закончили Крымское художественное училище им. Н. Самокиша. Дипломом старшего, Сергея, было полотно «Судоремонтники», младшего, Максима, — работа «Новая власть». То есть портрет, многофигурные композиции юноши освоили с первых шагов творчества.

Затем крымчане поступили в Московский государственный академический художественный институт им. В. Сурикова и закончили его под руководством народного художника России Льва Шепелева. Дипломным проектом старшего брата стала серия пейзажей «Крым», младший избрал моделью «Старую Москву».

Художники — богатыри, заядлые путешественники, много трудных маршрутов они исходили с этюдниками. Соленый ветер пленэра веет с их работ. Творчество Сергея и Максима Сидоренко многократно экспонировалось на российских и зарубежных выставках, высоко оценено профессиональным сообществом.

Живописцы — члены Союза художников России, награждены медалями Творческого союза художников России, дипломами и благодарностями Российской академии художеств.

С 2009 года мастера передают опыт новым поколениям на факультете живописи в Московском государственном областном университете. Это бывший педагогический институт им. Н. Крупской, имеющий уникальную методическую базу. Братья работают доцентами, а Максим Викторович удостоен этого ученого звания.

На фоне множества гостевых экспозиций музея нынешняя выделяется особой жизненностью и бодростью. Крепкая традиция без налета «плесени», обнаженная фактура мазка, правда образов отличают полотна. В работах «ощущается подвижность волн, дыхание ветра, влажная прохлада горного тумана, прикосновение солнечных лучей. Странная, как может показаться поклоннику новейших поисков в искусстве, приверженность художников предметной форме на самом деле оправданна и продиктована всем ходом развития искусства предшествующих лет», отметил академик Российской академии художеств М. Вяжевич.

Много копий сломано искусствоведами по поводу реализма. Что же он означает? Наверное, если вода на холсте мокрая, а листья трепещут прохладой, то художник принадлежит к этому древнему цеху. «Нужна живопись, а не мертвопись», — учил братьев мастер пейзажа Виктор Цыплаков.

Картины гостей очень подробны. Это особенно заметно, если изображены знакомые зрителю места. Для многих родившихся в СССР Крым был летним домом. Пейзажи Балаклавы, Симеиза, Херсонеса, Никиты, Ялты приятны не только художественными достоинствами, но и достоверной передачей каждого поворота знакомой тропки, трещины на камне.

Проводя по многу часов подряд на пленэре во всякую погоду, и в ведро, и в ненастье, художники подчас сталкиваются с неожиданностями. Максим Викторович рассказал, что однажды в Кускове за их спинами затрещали кусты, и из раздвинувшихся ветвей высунулась рука… Она оказалась дружественной, поклонник одобрительно похлопал по плечу. Но каково было полностью погруженным в работу авторам!

«Однажды в Греции работали на высокой скале. Порыв ветра сбросил этюдники и холсты. Спустились, выловили из моря, и до сих пор на них работаем. Вода высохла на холстах и дополнила краски», — рассказал живописец.

— Куда бы мы ни поехали: в Австрию, бывшую Югославию, Германию, в гостиницах часто видим копии своих работ, да еще непрофессионально выполненные.

— Как бороться с таким вопиющим нарушением авторских прав?

— Этим надо заниматься, да времени жаль. Снимков наших картин много в интернете, и недобросовестные люди этим пользуются…

Факт печальный, но он красноречиво говорит и о международной востребованности творчества братьев, и об успехе традиций русской реалистической школы живописи.

На картинах заслуженных художников отнюдь не только ласковые курорты, но и русская старина — Суздаль, Тутаев с деревянными домиками и церквями. Не только ослепительную парчу праздника юга пишут братья. Домотканый холст русской природы им также мил. Но их сияющая морская родина наложила четкий отпечаток на палитру.

Излом волны сияет аметистом,

Струистыми смарагдами огней…

О, эти сны о небе золотистом!

О, пристани крылатых кораблей!..

Так, кажется, восклицают крымчане каждым красочным мазком вслед за другим художником, Максимилианом Волошиным.

Совсем немногие могут посетить на зимние праздники морские побережья. Но все калужане способны насладиться яркой выставкой до 21 января.

Фото автора.