Кому в школе жить хорошо

По официальной информации, которую дает наше министерство, в среднем наш педагог получает около двадцати семи с половиной тысяч рублей и живет лучше, чем многие. Мы решили узнать, что в реальности скрывается за безликими цифрами статистики.

Педагоги с трудом идут на общение с нашим братом. Большинство из них боятся сказать лишнее в разговоре, чтобы не навлечь на себя неудовольствие администрации. Санкции, которые могут последовать, вряд ли ударят учителя рублем — однако всегда можно наказать того, кто вынес сор из избы, морально: внеплановым посещением уроков, неудобным расписанием и прочим. Зная обо всем этом не понаслышке, мне не хотелось бы ставить наших интервьюеров в неловкое положение. Поэтому не будем называть имен и школ, о которых идет речь.

Первая моя собеседница, учитель начальных классов одной из школ на окраине Калуги, имеет двадцать рабочих часов в неделю. То есть в день у нее 4 — 5 уроков. Также она ведет продленку до трех часов дня. На этом рабочий день не заканчивается, так как во второй половине дня она подрабатывает социальным педагогом на полставки — это еще десять часов в неделю, или дополнительно два часа в день.

В прошлом году ее чистый заработок составлял примерно 27 тысяч рублей, то есть вполне соответствовал официальному. Можно было бы порадоваться за учителя, помня о том, что лет пять-шесть назад об этом можно было лишь мечтать. Вот только стоит учесть: день педработника начинается в 7 утра, а заканчивается в 18 часов и длится одиннадцать часов! Не считая проверки тетрадей и подготовки к урокам. В сетевых магазинах так работают два дня, а затем отдыхают столько же, а в школе учитель пашет пять дней до выходных.

Заметим, человек, о котором идет речь, имеет уже немалый стаж, вторую квалификационную категорию. Недавно в коллектив пришел молодой специалист после университета. Его заработок в прошлом году был куда скромнее — около 14 тысяч рублей. В этом году, чувствуя, что начинающий учитель или положит зубы на полку, или, что вероятнее, уйдет искать более хлебное место, администрация в срочном порядке начала думать, чем можно было бы еще его нагрузить. Подзаработать в начальной школе можно на кружках и подготовке к олимпиадам, в летний период могут назначить начальником школьного лагеря.

В последние пару лет была отменена доплата за проверку тетрадей. Адский труд наших учителей теперь вменяется им в обязанность, но официально говорится, что он учитывается при начислении коэффициента «за сложность».

Вторая моя собеседница работает учителем-предметником и ведет сейчас средние классы. У нее высшая категория, 24 часа в неделю, классное руководство, к тому же она руководитель методического объединения. Заработок в прошлом году составлял те же 27 тысяч. При этом ее рабочий день — около 9 часов.

Мы вспомнили с ней те времена, когда по выкладкам министерства наши педагоги получали 35 тысяч рублей. Было ли такое на самом деле? О заработках других коллег она говорить не стала, про себя сказала: около года получала порядка тридцати одной тысячи. С приходом кризиса достойный доход буквально за год подтаял тысячи на четыре.

Стимулирующий фонд, о котором так много говорилось когда-то, не часто радует калужских педагогов. Если поначалу премии были повыше и почаще, сейчас получают по тысяче рублей по великим праздникам вроде Дня учителя или 8 Марта.

Доход моей третьей собеседницы был существенно ниже среднемесячных доходов двух предыдущих интервьюированных. Имея 21 час в неделю, высшую категорию, звание «Отличник народного образования», три спецкурса в старших классах, она получала на руки 20 — 21 тысячу рублей.

Педагог русского языка и литературы в прошлом году не имела классного руководства — оно доплачивается в сумме порядка двух тысяч рублей.

— Есть ли в вашей школе у учителя возможность достойно заработать? — спросила я ее.

По ее словам, учителя физкультуры берут себе 35 — 40 часов нагрузки и зарабатывают отлично. Но такое могут себе позволить лишь те, у кого нет тетрадей, классного руководства и не надо по два часа готовиться к урокам.

Никто не запрещает «русаку» взять себе две ставки. Скорее наоборот: сейчас в школе установка: берите сколько хотите. Но столько брать не хотят, потому что тогда из классов нужно вообще не уходить, а ночевать на работе.

А еще львиную долю учительского времени и нервов занимают ненужная писанина, отчеты, параллельное ведение электронной и бумажной документации, от чего хочется иногда буквально повеситься — предмет и ученик в школе постепенно отходят на второй план.

В школе могут заработать историки и «иностранцы», если захотят забрать себе все предметные часы, но это очень большая нагрузка, на которую решаются немногие. В другом случае, если школа некрупная, им, наоборот, достается немного часов, и заработок бывает ниже двадцати тысяч рублей.

В итоге нашего исследования напрашивается следующий вывод. Заработки на уровне среднестатистических в калужских школах действительно имеют место быть. И даже есть возможность заработать выше. Но при расчете этих цифр не упоминается, что никто не оплачивает нашему педагогу переработки, а премии в последние годы явно не делают погоды в их семейном кошельке.

Мы не упомянули еще один источник существования калужского учителя — пенсию.

Без нее многие из нынешних педработников не смогли бы прожить на одну зарплату. Как вы думаете, сколько получает от государства отличник народного образования, всю жизнь отдавший детям? Около десяти тысяч рублей. Многие заслужили и меньше. Но это уже совсем другая история…