Дворянское гнездо

Исчерпывающий рассказ об одном из тысячи существовавших некогда в Российской империи дворянских гнезд поведала фотовыставка, открытая в Калужском музее изобразительных искусств. Необычно то, что ее автор — не светский художник, а архиепископ Песоченский и Юхновский Максимилиан.

Два зала ярких фотографий рассказывают о родовом имении, давшем Отечеству и защитников, и исповедников. Поэтому интересна экспозиция будет не только для православных, но и для всех людей, ценящих историю и культуру Родины. Жизнь автора дала ему опыт разносторонней деятельности, что ярко проявляется в зоркости фотовзгляда.

Будущий владыка родился в Бишкеке (тогда — Фрунзе), в Киргизии, в семье архитектора. Родные переехали в подмосковные Мытищи, где Саша Лазаренко окончил среднюю школу. После учебы в Калининградском (ныне Королевском) механическом техникуме работал конструктором в Центральном конструкторском бюро на заводе экспериментального машиностроения. Армейскую службу юноша проходил в ракетных войсках и был уволен в запас в звании старшего сержанта. Затем Александр Павлович с отличием закончил Московский центральный институт физической культуры.

После обязательной трехлетней работы по распределению преподавателем в Московском лесотехническом институте молодой специалист круто изменил линию жизни. В 1979 году Александр Лазаренко поступил во второй класс Московской духовной семинарии. Через три года учащийся был зачислен в Московскую духовную академию. Во время обучения он пел в студенческом и братском хоре, служил иподиаконом у патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В 1984 году автор экспозиции был принят послушником в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, затем принял монашеский постриг.

Через три года он был возведен в сан игумена и нес послушание духовника, заведующего складом, подсобным хозяйством, книжной экспедицией… В 1993 году игумен был определен епископом Вологодским и Великоустюжским. Вскоре в Благовещенском соборе Московского Кремля патриарх Алексий II возвел его в сан архимандрита. С 2014 года пастырь был назначен на служение в Калужскую митрополию.

Конструктор, спортсмен, вокалист, фотохудожник, администратор — все эти умения пригодились владыке Максимилиану в служении. Его работа отмечена шестью орденами и медалями РПЦ, государственными наградами: орденом Дружбы, Золотой медалью Фонда Мира за миротворческую и благотворительную деятельность, медалью Академии российской словесности.

Фотоработы архиепископа Максимилиана экспонировались в Риме, Вене, Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Великом Устюге, Череповце, Можайске. Теперь и калужане смогут оценить красоты поместья Покровское, расположенного близ Вологды.

Экспозиция приурочена к 210-летию со дня рождения самого известного представителя рода Брянчаниновых, отца церкви Игнатия. Род берет начало от боярина, оруженосца Дмитрия Донского Михаила Бренко. В 1617 году за проявленное мужество при обороне Смоленска и изгнание поляков роду Брянчаниновых было пожаловано село Покровское.

Отец будущего аскетического писателя был камер-пажом Павла I. Трудами крепостных он создал в вологодских лесах маленький Версаль с замком-домом, масштабным садом, фонтаном, ландшафтным парком с гротами, системой живописных прудов, изящной церковью.

После революции 1917 года в бывшем барском доме разместили санаторий «Октябрьские всходы». В этот период здания несколько раз реставрировались.

В начале девяностых годов санатории был закрыт, и усадебный комплекс быстро пришел в упадок. В 1997 году на основании чудом уцелевших чертежей архитектора Сапожникова, ландшафтных планов, описаний искусствоведа Лукомского был разработан план реставрации. Ремонтно-восстановительные работы были завершены в 2009 году.

Сегодня поместье — туристический центр с музеем, рассказывающим о жизни села Покровского, святителя Игнатия. На барском доме сохранились украшения в виде шлемов, знамен, конских голов. Ко времени постройки в доме-замке проживали барин с женой и девятью детьми. Поместье в 2 000 гектаров обслуживали 400 крепостных крестьян с семьями.

Один из представителей рода, Федор Брянчанинов, был не чужд стихотворчества и даже напечатал в журнале «Аониды» поэму «Мирза и соловей». Он сочувственно относился к своему крепостному, стихотворцу Ивану Майкову (не путать с известным поэтом Аполлоном Майковым!), и отпустил того на волю в 1793 году.

После Октябрьской революции Брянчаниновы эмигрировали во Францию. Их потомки живут в Италии, Австралии. Начиная с 1994 года Татьяна Ватсон с мужем-англичанином и детьми ежегодно приезжает на родину своих предков. Она оказывает денежную помощь в восстановлении церкви, построенной ее прапрадедом Александром Брянчаниновым.

Самым ярким представителем рода, безусловно, является святитель Игнатий. Он был старшим из шестнадцати детей Александра Брянчанинова. Пятнадцати лет отрок был прият в Санкт-Петербургское военно-инженерное училище.

Уникальная духовная и душевная атмосфера в этом учебном заведении с любовью описана в рассказе Николая Лескова «Кадетский монастырь». Возможно, что аскетизм и благородство наставников повлияли на то, что, окончив в 1826 году училище, Дмитрий Александрович пожелал уйти в монастырь. Ему пришлось преодолеть сопротивление семьи и начальства, включая Николая I.

Юноша, перед которым стелилась ковром блестящая военная карьера, уехал к старцу Леониду в отдаленной Александро-Свирский монастырь. В 1833 году Николай I приглашает Игнатия, уже игумена, для возрождения Троице-Сергиевой пустыни, которой он управлял впоследствии почти четверть века. Святитель сочетал природный ум, глубокую образованность, практичность.

Несмотря на занятость, владыка Игнатий оставил обширное литературное наследие. Его достоинство состоит в том, что он изложил учение отцов церкви применительно к требованиям современности. Русская православная церковь в 1988 году причислила Игнатия Брянчанинова к лику святых.

Фотографии архиепископа Максимилиана в экспозиции сопровождаются лирическими строками из сочинений епископа Игнатия. Например, заснеженный сад во время зимы навеял такие размышления: «Гляжу на обнаженные сучья деревьев, и они с убедительностью говорят мне своим таинственным языком: мы оживем, покроемся листьями, заблагоухаем, украсимся цветами и плодами: неужели же не оживут сухие кости человеческие во время весны своей?»

Нежным дыханием родной природы, вечным оптимизмом веет от экспозиции, показывающей мир, как ласковый привет колокольчиков, ежиков, птиц, вековых лип. «Эдемским садом» назвал автор ромашковый луг. Приходите на выставку и согласитесь с ним!

Фото автора.