Мы будем жить теперь по-новому?

Почему нам необходима новая экономика

Так уж сложилось, что август у нас почему-то считается самым опасным месяцем года. Именно в это время на нас обрушиваются различные путчи, дефолты, катастрофы. Вот и нынешний август мы встречаем в достаточно тревожном ожидании.

Введенные недавно США очередные санкции против нашей страны со всей очевидностью показывают, что улучшения отношений с Западом ждать не стоит. Те, кто еще питал подобные иллюзии, теперь может окончательно с ними расстаться. Отметим, что новые американские санкции (а они, напомню, возведены в ранг закона) гораздо серьезнее предыдущих, так как фактически бьют по самому главному экспортному источнику России – продаже газа.

Американцы, надо отдать им должное, и не скрывают своих намерений. Их главная цель -вытеснить «Газпром» с европейских рынков и продавать Старому Свету свой сжиженный газ. То есть все обстоит очень серьезно. Те, кто сегодня пытается изображать оптимизм и говорит, что практичные европейцы никогда на это не пойдут, так как американский газ значительно дороже, на мой взгляд, лукавят. Когда разворачивается глобальная геополитическая игра, о цене никто не думает. Если США будет видеть свою главную задачу в стремлении уничтожить Россию, то мнение Европы спрашивать никто не будет. Ее просто сломают через колено и заставят делать все, что нужно американцам.

Вспомним, как три года назад тогдашний вице-президент Байден, выступая в Гарвардском университете, четко и недвусмысленно заявил, что США вынудили страны Евросоюза принять санкции против России. Тогда европейцев грубо нагнули и заставили их сделать то, что явно идет в разрез с их стратегическими интересами. Ведь всем хорошо известно, что, ограничивая экономическое сотрудничество с Россией, страны Европы несут колоссальные финансовые потери. Но за океаном это никого не волнует. Поэтому я думаю, что Европа и впредь будет выполнять то, что ей скажут.

Одним словом, теперь понятно, что санкции против нас всерьез и надолго. Как этому противостоять? Ответ очевиден: надо уделять большое внимание развитию экономики. Ни для кого не секрет, что сегодня геополитическая мощь закладывается не в окопах, а именно в экономическом секторе. Пора наконец расставить приоритеты. Задачей номер один должно стать развитие цифровых технологий, о чем неоднократно говорил президент Путин.

Давайте перестанем много говорить, а реально займемся коренными, системообразующими реформами. За последние годы с высоких трибун бессчетное количество раз говорилось о необходимости преодолеть сырьевую зависимость отечественной экономики, обеспечить продовольственную безопасность страны, развивать высокие технологии.

Но вся беда в том, что в реальности эти правильные слова не претворялись в конкретные дела. Разрушив за двадцать лет собственную промышленность, мы еще не все сделали для ее возрождения. Ведь, как нам объясняли, строить собственные корабли и самолеты, поддерживать своего сельхозпроизводителя «невыгодно» и «неправильно». Мол, в эпоху глобального рынка дешевле и проще все купить за границей. Оказалось – не проще.

Если мы сможем за короткое время создать мощную экономику, то тогда будем устойчивы к любым санкциям. По мнению специалистов, на все это необходимо 10 – 15 лет. Но возникает вопрос, а есть ли у нас это время? Кроме того, проводить серьезную экономическую реформу может только профессиональное правительство, имеющее стратегию действий. В 1998 году правительству Примакова удалось за несколько месяцев вытащить страну из болота дефолта.

Не знаю, как вы, но лично я глубоко сомневаюсь, что нынешнему правительству Медведева это под силу. За годы своего существования оно так и не убедило нас, что может адекватно отвечать современным вызовам. Порой вообще складывается впечатление, что правительство не контролирует процессы, протекающие в экономике. Пока оно запомнилось лишь тем, что продолжает тупо вкладывать день в приобретение американских ценных бумаг, то есть фактически в экономику США. Уже даже несведущие в политике люди кричат о том, что это, мягко говоря, недальновидно (деньги в любой момент могут быть арестованы), но Кабинет министров это почему-то не смущает.