«Отрада мужей» и маска палача

Уникальную экспозицию предложил калужанам дом Шамиля. Калужский объединенный музей-заповедник собрал в интерактивном проекте «Без лица» и атрибуты карнавала, и забрала воинов, и капюшоны палачей… Интерактивна эта затея, в частности, потому, что маски можно трогать и примерять!

В классической итальянской комедии дель арте персонажи предсказуемы, так зачем им лица? Маски хвастливого вояки Скарамучча, ловкого слуги Арлекино, интриганки Коломбины, невежественного доктора всяческих наук Грациано узнаваемы в толпе — человечество не меняется в своих устойчивых типах.

Одна из итальянских актрис была, по легенде, настолько красива, что не пожелала скрывать лицо, специально для нее была создана полумаска.

Целая витрина посвящена вратарским шлемам. Они жизненно необходимы голкиперам! Мороз по коже продирает от представленных фотографий спортсменов, лица которых иссечены попаданием шайбы.

А напротив — витрина с масками средневековых палачей. Палач считался человеком, стоящим на низшей ступени социальной лестницы, неприкасаемым. Когда-то работа киллера была непрестижной! Палачу даже отдавали на рынке товары даром, не желали брать «кровавые деньги»… Вершителям приговора запрещалось появляться в общественных местах. Жениться палач мог надеяться лишь на дочери живодера или могильщика. Но маски палачи носили только в фантазиях романистов и режиссеров. Палачи были государственными служащими, даже имели право совершать обряд венчания, изгонять дьявола.

Копия маски Александра Педена хранит историю героической жизни. Король Англии и Шотландии Карл II ужесточил гонения на пресвитериан. Пастор Александр Педен проповедовал, скрываясь полжизни под самодельный маской из кожи, человеческих волос, вставив в нее деревянные зубы. Подлинная маска пастора хранится в Эдинбурге, в Национальном музее Шотландии.

Истинную историю Человека в железной маске, так драматично пересказанную Александром Дюма, вы узнаете во всех деталях, посетив выставку.

Ряд экспонатов рассказывает о триумфальном шествии масок по киноэкранам. Фильмы «Маска», «V- значит вендетта», «Молчание ягнят», «Хищники», «Крик», «Незнакомцы», «Пятница, 13» были бы просто невозможны без впечатляющих и жутких масок.

Улыбающаяся маска мятежного католика Гая Фокса, участника Порохового заговора против Якова I, казненного в 1605 году, стала сегодня символом протеста против общества потребления, каким еще недавно была фотография Че Гевары в берете.

Самые красивые маски выставки, безусловно, венецианские. «Карне вале», «прощанием с мясом» и утехами плоти был карнавал, Масленица перед Великим постом. Венецианцы праздновали его с XI века. К XVII веку жители города каналов так распоясались, что даже монастыри превращались в танцзалы.

Одним из важных событий двухнедельного праздника становится конкурс на лучшую маску. Драгоценные изделия из хрусталя, фарфора, золота, самоцветных камней, украшенные кружевом, шелками и даже… нотами с записями арий, соревнуются за первенство. Сверкающие маски калужской экспозиции можно примерить, почувствовать себя героиней или героем бала.

Поразительное изобретение — маска под названием «немая служанка». Дама, часто весьма знатная, надевала маску без завязок. На уровне рта был сделан деревянный выступ, который женщина держала зубами. Неудивительно, что эта маска называлась «отрада мужей»…

Изображение кошачьей морды, маска Гатто, — память о старом купеческом казусе. В Венеции было засилье крыс. Некий купец из Китая прибыл в республику со старым котом, который очистил от грызунов дворец дожа. Владыка озолотил гостя из Поднебесной. Дома тот поведал о щедрости европейца коллегам. Торговец шелком рассудил, что уж если за облезлого кота так много заплатили, то за его товар засыпят деньгами. Дож был в восторге от тканей и отдал китайцу самое дорогое… Того самого кота! Так мурлыка вернулся на родину.

Баута, маска с характерным выступом над ртом, позволяет пить. Что за карнавал без вина! Судьей на карнавале часто служила маска врача — напоминание об эпидемиях чумы, выкашивавших город почти дочиста. В клювовидный выступ маски мудрые лекари вкладывали ароматные травы, эфирное масло которых обеззараживает воздух.

А в шаге от искрящихся вестников эпохи Возрождения — чудовищные пыточные маски инквизиции. Но едва ли не ужаснее маски — протезы ветеранов Первой мировой войны. Профессор лондонской Королевской академии художеств предложил делать для инвалидов маски — накладки, нередко закрывавшие пол-лица.

Самые же древние по происхождению маски выставки — атрибуты японского театра Но. Прелестна, как цветущая вишня, Ко-омотэ, изображение лица юной девушки. По традиции эпохи Хэйан зубы зачернены, высоко на лбу нарисованы брови, изображая удивление, наивность.

Ценность экспозиции умножает то, что все артефакты снабжены содержательными описаниями, иногда забавными, а иногда леденящими душу. Не пропустите редкостную возможность примерить маски до 8 сентября.

Фото автора.