Синие купола провинции

Юбилейная экспозиция малоярославецкого живописца Сергея Бауэра расцвела звонкими красками в Выставочном зале Калужского отделения Союза художников России.

Все мы родом из детства. Может быть, поэтому полотна уроженца Казахстана изображают необъятные дали под куполом необыкновенно прозрачного воздуха. Сергей Бауэр воспринял любовь к культуре родины в семье. Отец будущего художника, журналист, проводил с детьми Малоярославца занятия по краеведению. Отсюда — детальное знание истории, живой природы, рельефа родного края, отраженных в творчестве.

Сергей Бауэр окончил Московское художественно-промышленное училище им. М. И. Калинина, но судьбой избрал не декоративно-прикладное искусство, а станковую живопись. Художник ведет активную выставочную работу с 1976 года.

Кипучая энергия, склонность к организаторской работе привели Сергея Анатольевича на пост мэра Малоярославца, затем — депутата городской думы. Он даже организовал творческий союз художников в Малоярославце «Вернисаж».

Картины малоярославецкого художника путешествовали в Москву, Вологду, Ярославль, Тамбов, Рязань, Киров, Обнинск, Боровск. Живописец провел более 30 персональных выставок!

Мастер реалистического пейзажа представил всю череду времен года и эпох жизни человека. Широкие мазки густой краски рельефно показывают ветви берез на фоне купающихся в синеве крыш. Пара стариков на косогоре строго смотрит на зрителя. Название картины — «На ком стояла деревня». А где современные Атланты, кто снимет ношу с усталых плеч? Чтобы поля не заросли лесом, чтобы в лугах высились копны сена, чтобы теплом светились окошки, нужны молодые руки.

Холст «Бабушка и внуки» дает надежду на то, что глубинка не обезлюдеет. Ведь провинция — понятие не географическое, а душевное. Судьба и творчество Сергея Бауэра — лучшее подтверждение тому. Художник из маленького города отразил пейзажи большой страны: от Карелии до Байдарских ворот.

Мы расспросили художника «о времени и о себе» у витрины с его работами.

— Как вам удалось сочетать лиризм художественного творчества и такое жесткое дело, как политика?

— Я не политикой занимался. Просто хотел отремонтировать улицы Малоярославца, разбитые к середине девяностых годов прошлого века в пух и прах. Это не политика, а жизнь. Люди избрали меня мэром в 1994 — 95 годах. Нас было в городской думе семь депутатов, простых людей, учителей. За счет сбора денег от арендаторов муниципального рынка, он еще не был приватизирован, нам удалось отремонтировать 100 улиц. Благодаря помощи Газпрома, который вел в городе строительство своих объектов, нам удалось отремонтировать водопровод, построить водоочистные сооружения.

— Картина «Бабушка и внуки» личная для вас?

— Да, на ней моя жена с нашими внуками. Их теперь уже восемь!

— Почему даже осенние сумерки получаются на ваших полотнах светлые, прозрачные?

— Должны быть надежды на лучшее у людей в сердце. Я стараюсь меньше плотной краски применять. Некоторые коллеги критикуют, а у Куинджи даже ночь светлая!

— Какой ваш любимый вид из окна?

— Береза, которую я посадил вместе с сыном 20 лет назад, наш храм Иоанна Предтечи, восстанавливать который мы с друзьями помогаем.

— Расскажите о пленэрном Крымском приюте художников, который вы сумели организовать.

— Уже очень давно мы купили в Ялте комнату, потом пристроили к ней веранду. Художники народ скромный, бывало, у меня гостили по 10 человек калужских живописцев, и весной, и осенью, и даже зимой.

— Вот откуда обилие апрельских, октябрьских пейзажей на ежегодных калужских выставках! Ваши любимые пленэрные места в Крыму?

— Люблю писать пушкинские Черные камни Гурзуфа, склоны Алупки. Хорошо везде, где поменьше особняков с двухметровыми заборами, там, где море сеткой не огорожено… Люблю восточный Крым, Киммерию, волошинские места.

— Кстати, он тоже превратил свое жилище в приют для художников, и таланты десятых, двадцатых, тридцатых годов прошлого века жили у него, и тоже, бесплатно…

-У него до 500 человек за сезон гостили. Так что то, что делаем мы с женой — мелочь…

— Какие слова вы бы выбрали девизом своей выставки?

— «Умом Россию не понять…» Федора Тютчева. Мы, художники, только любить ее можем. Поэтому я и назвал экспозицию «Образ моей России». В витрине — около сорока работ о Крыме. В зале — пейзажи Калужской области: Малоярославец, Боровск, Таруса. Удалось писать и Север — Вологодскую, Архангельскую области, Карелию.

…Белесая дымка работ Сергея Бауэра — попытка выявления мелодичности реальности. Художник милосердно старается принарядились «сирые рощи заснеженной родины цвета слезы или нитки суровой». Совсем не случайно под аплодисменты прозвучала на открытии экспозиции запись песни в исполнении Людмилы Зыкиной «Россия, вспомни о себе!».

Щедрая душа художника разбрасывает самоцветы: праздничен и звонoк алмазный снег Малоярославца, алеет рубин цветаевской рябины в Тарусе, изумрудной щеткой топорщится майская травка Боровска. Прозрачность и тишину Русского Севера из полотен хоть ложкой черпай! Природа на картинах Сергея Бауэра всегда созвучна человеку, может быть, поэтому зал не пустует, привлекает зрителей.

Фото автора.