Мечта расправила крылья

В юности калужанка Фрида Гоц очень любила рисовать, но стала педагогом. Перепробовав еще массу профессий, она вновь вернулась к своей мечте и нашла себя в творчестве. Сейчас ее расписные фарфоровые изделия и мебель ручной работы известны не только в нашей области, но и за ее пределами.

Кто-то выбирает себе дело всей жизни сразу и навсегда, другие приходят к нему, что называется, через тернии. Профессия художника в нашей стране многие годы считалась неуспешной. За плечами у Фриды были две школы — общеобразовательная и художественная. Родители посоветовали дочке сначала получить востребованную в обществе профессию, а уж потом, если будет желание, вспомнить о детском увлечении.

Фрида закончила Калужский пед-университет, стала учителем иностранного языка. Работала сначала в детском центре «Радуга», Бауманском университете, затем переводчиком. Работа, семья, заботы — в общем, как водится у женщин, хобби отошло на второй план.

И все-таки рисовать хотелось всю жизнь. В какой-то момент она решила, что свои обязательства по выращиванию детей, построению карьеры ею выполнены. И пришло наконец-то время посвятить часть своей жизни себе и попробовать воплотить желание, которое, нет-нет да и напоминало о себе.

К слову, процесс перевоплощения педагога в художника шел постепенно. Области применения своим силам, которые она выбирала, немного, но связаны с творчеством. Она открыла свой салон красоты и занималась в нем ногтевым дизайном. До определенного времени ей это нравилось и приносило неплохой доход. А потом она устала от этого.

Фрида попробовала заняться декупажем. Вскоре и в этих рамках стало тесно, так как эта техника декорирования подразумевает использование готовых мотивов. Накладываешь рисунок на предметы, лакируешь, и этим все заканчивается. Простора для фантазии немного. А хотелось свободного полета. Такие обширные возможности открылись ей в росписи.

Как подчеркивает Фрида, на тот момент она располагала свободным временем, у нее были средства закупить краски и специальную печку для обжига.

Когда-то в музее она стояла возле одной работы из фарфора и думала, что никогда, никогда у нее и близко не получится сделать нечто подобное! Это запредельно и далеко, как космос. Но нет ничего невозможного для того, кто хочет. Кто не хочет — ищет оправданий, она не из таких. Прошел год — и у нее получилось.

У начинающего мастера по росписи не было цели стать в этом деле успешным — просто хотелось этим заниматься! Никаких навыков не было. Художественная школа, конечно, кое-что дала, к примеру, понимание сочетаемости цветов.

Очень многое Фрида Гоц почерпнула в интернете, читая, наблюдая, как делают другие.

Однако никакая видеокартинка не в состоянии научить «живому» мазку. Поэтому она стала ездить на курсы в другие города, училась в Италии. И по сей день процесс самосовершенствования не прекращается. Сейчас она вновь уезжает на мастер-класс в Санкт-Петербург.

Сейчас уже можно сказать, что она достигла в деле росписи определенного мастерства. Хобби стало работой, и притом успешной.

На ее страничке в интернете есть приписка о том, что она берет заказы, но немного и выборочно. Почему? Не хочет заниматься ремесленничеством, штампуя все подряд. Если ее ставят в жесткие рамки, то это неинтересно.

— А с вами не бывает такого, когда от свободы, которую вам предоставляет человек, глаза и мысли разбегаются и не знаешь, на чем бы остановиться?

— У меня, наоборот, переизбыток идей. В одну работу все не вместишь — всегда остается еще запас на будущее.

По словам моей собеседницы, в нашем человеке еще сидит совковое отношение к фарфору. Многие годы нас приучали есть из простой функциональной посуды, которую можно мыть и тереть. В техниках росписи плохо разбираются даже антиквары, которые путают настоящий живой мазок с деколью (нанесение термопленки на предметы. — Прим. автора).

Настоящая роспись на фарфоре не смывается. Но праздничные образцы с позолотой нужно мыть аккуратно, не жесткой губкой. Зато краски, в отличие от ширпотреба, не тускнеют.

Излюбленные мотивы Фриды Гоц — цветы, бабочки, фрукты, птицы. Ее работы выполнены в различных техниках, очень нежные по цветовой гамме.

Что касается мебели, то она — плод уникального творческого союза. Муж Фриды по профессии столяр, делает очень прочную мебель по старинным технологиям. Он тоже воплощает свою детскую мечту. Две мастерские в доме, которые функционируют взаимосвязанно.

Кстати, творческие традиции семьи успешно продолжает и сын:

— Как-то меня вызвали преподаватели художественной школы, где он учился, и сообщили, что у него явные творческие способности. Не позволите учиться дальше, сказали мне, загубите талант. Я учла собственный опыт: мы с мужем не препятствовали ему в том, чтобы продолжить художественное образование.

Работы этого мастера можно найти на сайте «Ярмарка мастеров». Там же я узнала, что из калужан росписью занимаются человека два-три — и все. Почему? Ведь талантливых людей больше. Может быть, они себя не могут проявить?

Этот вопрос я адресовала Фриде:

— Скажу о себе. Я поняла, что должно пройти какое-то время, чтобы тебя узнали и твоими изделиями начали интересоваться. Этот период составляет около года. При этом человек не должен сидеть сложа руки, а делать и делать, учиться, выставляться. Возможно, кто-то хочет все и сразу и может не выдержать, но надо пробовать и не бросать, тогда и придет успех.

Фото из архива Фриды ГОЦ.