Фея кукольного королевства

Пряничный домик, палаты Коробовых, приютил экспозицию члена Союза художников России Марины Гусевой. В сказочном тереме разместились куклы, панно, костюмы, создав гармоничный мир.

Марина Гусева — театральный художник, модельер. Уже более четверти века из ее рук выходит вереница авторских кукол, представляющих то исторических личностей, то артистов, то плоды поэтического вымысла.

Маргарита Григорьевна — коренная калужанка, окончила Рязанское художественное училище и Калужский педагогический институт. Работа художником-модельером в экспериментальной швейной лаборатории «Калугаоблшвейбыт» позволила в дальнейшем одеть кукол не только в изысканные, но и технологично выполненные наряды.

Изящный крой, под стать эпохе подобранные ткани, умелое использование меха, кружев, вышивки, бисера, бусин, цепочек, тесьмы превращают каждый костюм в микромир, который хочется долго разглядывать. Это и делают посетители выставки, удивляясь кропотливости работы и терпению мастерицы.

Представленные в экспозиции наряды под стать настроению дам с полотен Борисова-Мусатова, и гулять бы в них калужанкам по берегам его лиловых прудов.

Разработка эскизов костюмов для Калужского драматического театра также обогатила тематическую палитру. Эскизы для сказки Карло Гоцци «Король-олень», выполненные в 1979 году, не строго следуют традициям комедии дель арте, а представляют романтическую фантазию на тему Средневековья.

Триптих «Жизнь — это игра, закулисье», созданный в 2014 году, собрал на «сцене» расписного шелка трогательных, зловещих, сумрачных, радостных персонажей, марионеток судьбы.

В 1989 году Марина Гусева сделала первую куклу из деревянной болванки, без лица, как положено по народным поверьям. Чтобы не сглазила хозяев! Но одежда этой первой ласточки уже была отнюдь не минималистичной.

Затем, как из рога изобилия, из мастерской высыпали крестьянки, купчихи, князья, цари и даже императоры.

Государство Марины Григорьевны живет по галантным законам праздника. Борис и Глеб не чувствуют грозящей им страшной гибели. Павел I не чает скорого рокового удара табакеркой в висок. Курносый Мальтийский рыцарь держит в руке очередной циркуляр, на которые он был большой выдумщик.

Петр I в мундире Преображенского полка показан со знаменитой палкой, которую он не затруднялся пускать в ход. Глиняные головы, руки персонажей комедии жизни выполнены, совмещая портретное сходство с художественным обобщением. Последний российский император меланхолично склонил голову под удачно воссозданным венцом с гигантской шпинелью. Регалии, даже шитье обшлагов и воротника мундира выполнены скрупулезно.

В 1995 году Марина Гусева была приглашена в московскую фирму «Русская мода» художником по куклам. Так возродилась старая традиция, ведь еще с XIX века модные дома Парижа и Лондона рассылали не просто картинки, а кукол, одетых в актуальные наряды, по столичным магазинам Европы.

Серии кукол стали визитной карточкой Марины Гусевой, они сделали художницу известной не только в Калуге, России, но и в США, Германии, Нидерландах, Франции, Швейцарии.

Персонажи серий «Времена года», «Карточное королевство», «Есенинская Русь» поражают фантазией, продуманностью мельчайших деталей. Поэт деревни в образе покрытого инеем клена «как жену чужую обнимал березку». Кажется, сама весна поливает первые цветы, отмыкающие землю из зимнего плена, — крокусы. Героини дивных эскизов мирискусника Льва Бакста, томные Пэри, Саломея, танцуют, звеня бусами, в прозрачных шароварах.

Валяние из шерсти для многих стало популярным хобби. Но Марина Гусева освоила эту технику виртуозно, из натуральной непряденой шерсти, создавая яркие образы. Серия «Над небом голубым» показала обитателей надлунного мира — ангелов. А нянчит их, оказывается, добрая бабушка в валенках и пуховой шали, «Ангелохранительница». «Замурчательный ангел» летит в обнимку с котом.

Вязанные спицами и крючком, довольные жизнью коты, — целая глава книги творчества Марины Гусевой. За одного из них художница получила специальный приз от Театра кукол им. С. Образцова на международной выставке в Москве.

Создает Марина Григорьевна и портреты современников. Композиция «Муза» посвящена многолетней руководительнице галереи «Образ», организатору многочисленных пленэров Валентине Волковой.

Тележурналист Инна Ясюкевич выглядывает в различных обликах цикла панно «Окна времени». Одна из главных героинь художника — сама Калуга в убранстве ампирных особняков, цветущих яблонь, с каймой Оки на подоле юбки.

Экспозиция принесет радость и взрослым, и детям, подтолкнет к творчеству и, может быть, вернет веру в сказки.

Фото автора.