Корейские мотивы на шёлковом холсте

Экспозиция декоративно-прикладного искусства Корейской Народной Демократической Республики поражает кропотливостью мастеров.

Поистине корейцы — народ риса, и самоотверженное трудолюбие и терпение, которые требуются для выращивания этого «хлеба», сформировали характер людей.

Традиционная вышивка шелком так тонка, что стежки сливаются, кажется, что картина написана водяными красками. Образцы этого искусства дошли до нас из тысячелетней глубины времени. Пхеньянский институт вышивки был основан в 1947 году для сохранения и развития древних умений.

На калужской выставке представлены все традиционные сюжеты: «Тигр», «Дикие гуси лунной ночью», «Журавли на сосне», «Павлин»… Реалистичность изображения не переходит в натурализм, яркий шелк сверкает, как мираж. Эти картины — не окно в мир, а выход в мечту. Создатели выставки подумали о вкусах европейцев, представив пейзажи полей и лесов, близких нашей природе.

Поразительны мозаики из раковин. Древнее искусство было модифицировано в 1960-х годах, когда мастера стали складывать из домиков моллюсков реалистичные картины. Зеленоватые створки мидий изображают темную хвою, оранжевые рапаны — тигриный мех, внутренняя часть мидий — сиреневые дали, цветы глициний. Особенно выигрышна эта техника для показа стеклянного блеска водопадов, сверкания снега, блеска гусиных перьев.

Крохотные раковины размером со спичечную головку трудолюбивые корейцы используют как бисер, сплошь унизывая им вазы, малую пластину.

Картины, на которых из перышек птичек семейства воробьиных созданы образы бабочек, гусей, целые пейзажи, поражают: мизерными средствами достигнут художественный эффект.

Посещение выставки — как путешествие в Страну утренней свежести, мужественно сохраняющую свои эстетические и этические идеалы.