Паломник с этюдником

В Доме-музее декабриста Гавриила Батенькова проходит выставка «На камнях Христовой веры». Своими впечатлениями от паломничества в Иерусалим и Оптину Пустынь делится композитор, дирижер, создатель Калужского камерного оркестра Гарри Азатов.

Полотна, написанные в реалистической манере, дают представление о местах, связанных с земной жизнью Христа, об оплоте веры в России.

Гарри Владимирович рассказывал о посещении места паломничества Льва Толстого, Владимира Соловьева, Федора Достоевского и многих других деятелей русской культуры. Приезжаешь туда, попадаешь в другой мир, и переживания слишком интимны, чтобы их передать словами.

Но кистью художнику удалось «зацепить» и вывести в окошке рамы кусочки тишины, света и сердечной сосредоточенности. Картины скита, описанные в романе «Братья Карамазовы», после посещения выставки представляются иными. И тропинка меж вековых сосен, и крылечко кельи старца Амвросия, и стены обители скрупулезно переданы на полотнах.

Страницы романа «Мастер и Маргарита» вспыхнут новыми красками для посетителя выставки. Гарри Владимирович рассказал: «Я несколько раз ночевал в скиту, у духовника отца Тихона. Духовное, умное делание монахов мало соприкасается с нашей суетой, пусть и отраженной в гениальных книгах. Их работа изнурительна: череда постов и молитв, праздники и наплыв паломников связаны с утомительными требами и бессонными ночами. На двадцативосьмиградусном морозе батюшка окроплял прихожан до утра после Крещенской службы.

Отец Тихон прекрасно разбирается в искусстве, сам снимает и монтирует фильмы. В Оптину Пустынь приезжает много художников, им позволяют работать, писать этюды».

Картины «Место тайной вечери», «Старые оливы в Гефсиманском саду», «Иерусалим. Стена плача» показали не просто топологию местности, но — чувства.

Новые штрихи к раскрытию неисчерпаемой темы добавил музыкант-художник, чтобы страницы вечных книг стали ближе калужанам.