Петелька за петелькой

Вечером, когда все дела переделаны, вымыта посуда, муж спит, а в доме тишина и покой, Надежда потихонечку проходит на кухню, усаживается поудобней, и начинается погружение в волшебный мир творчества.

Она обожает эти минуты, наполненные выдумкой, фантазией, стремлением создать неповторимый рисунок, вещь, которая радовала бы не только ее саму, но и других.

Сегодня Надежда Бычина, главный хранитель Ульяновской картинной галереи имени А.В. Киселева, несколько дней колдовавшая над пейзажем из бисера, отложила работу в сторону, хотя не в ее правилах бросать недоделанным одно и браться за другое. Однако мотивация уж больно высока — вся семья в ожидании пополнения.

Приезжавшие в гости сын с невесткой и внуком стали тем стимулом, что перевернул ее планы.

Будущей внучке бабушка уже связала не одну пару очаровательных пинеток, но когда Саша с семьей уехал, ее вдруг охватило непреодолимое желание полностью переключиться на детские вещички. Воображение рисовало кофточку неземной красоты. Уже и узор созрел в голове, и набор подходящих ниток под руками.

…Ловко, петелька за петелькой (она не считает их, как прежде, за многие годы технику освоила в совершенстве) вывязывает полочку. Надежда уже представляет в этом бело-розовом наряде будущую малышку. Следующей ее работой, уже решила, будет костюмчик: шапочка, кофточка, ползунки. В мыслях уже вертятся расцветка, украшения, помпончики. Все ближайшие рукодельные планы бабушки сейчас связаны только с будущей внучкой.

Кстати, недавно в галерею к ней пришла женщина из близлежащей деревни, наслышанная о мастерстве Надежды Васильевны. Оказывается, работы ее видела на выставках, и ей очень хотелось, чтобы рукодельница показала ей, как пинетки на спицах вязать. Провела с ней мастер-класс.

Около сорока лет она уже вяжет и крючком, и на спицах, шьет, вышивает, мастерит всевозможные коврики из тряпок, сумки из пакетов. Сколько всего навязала за эти годы, представить невозможно. Салфетки, подзоры, скатерти, варежки, шарфы, носки. Когда родился Саша, полностью его обвязывала: костюмчики, шапочки, штанишки. Тогда трудно было купить красивые вещи. А сын был «упакован» в мамины, которые не уступали фабричным.

— Нитки тогда были очень качественные, шерстяные, — делится мастерица, — нынешним до них далеко. Но приходится довольствоваться тем, что есть. Внуку тоже все буквально вяжу. Начинала, конечно же, с пинеток, а потом пошли костюмчики, жилетки, игрушки разные. Улитки в затейливых кепках, грибочки, лягушки и прочее. Ребенку нравились такие игрушки: уютные, мягкие, смешные.

Саша учился в младших классах, когда мама старалась приобщить его к рукоделию. Вместе из старых колготок делали симпатичных мышек, гусениц, осьминожек. Ребенок старался, очень радовал его результат. Но когда стал взрослеть, интерес угасал, и в конце концов сын сказал, как отрезал: «Это не мое».

Года четыре назад Надежда Васильевна увлеклась бисероплетением. Саша подарил ей книгу «Цветочные фантазии, мастер-класс по бисеру». Ценной оказалась книга. Она ее до дыр зачитала. И каждый вечер творила. Разложит бисер в коробочки по цвету, размеру и вышивает. Сначала были скромные бабочки, небольшие букетики, натюрморты, а потом иконы. Первую вышила за неделю. Так увлекла работа, что днем каждую свободную минуту использовала для вышивания. А уж ночью сам бог велел. До трех — четырех часов не спала. Ей нравилось то, что она делала, вдохновение из глубины души шло. Не терпелось быстрее закончить и увидеть результат.

Он вдохновил рукодельницу на дальнейшее творчество. Купила журнал «Делаем сами», где масса дельных советов, в частности, и по работе с бисером. Вот тогда ее осенило салфетки сделать, цветы, которые в вазу можно ставить. Мимоза получилась довольно изящная.

Вначале заготовки делала, на проволоку нанизывала, соединяла. Кропотливое занятие, но того стоит! А какие замечательные украшения получились из крупного и мелкого бисера — колье, браслеты, ожерелье! Брошь из бисера под янтарь и в пир, и в мир можно надеть.

Бывает, что мастерица неделями не прикасается ни к чему — настроения нет. Тут уж ничего не поделаешь. Но зато когда посещает муза, от работы ее не оторвать. Вяжет, к примеру, себе жилет, и что-то вдруг не так выходит, как задумала, тотчас распускает и снова вяжет. И так несколько раз, пока не добьется желаемого результата.

— Надежда Васильевна, а откуда у вас страсть к рукоделию, мама мастерица, она научила?

— Нет, мама никогда не вязала и не вышивала. Учительница Капитолина Цыганкова заронила зерно творчества в меня и многих моих одноклассниц. Ее давно уже нет с нами, а я до сих пор вспоминаю ее добрым словом и благодарю за науку.

В третьем классе ходила к ней на продленку. После того как мы сделаем уроки, она усаживала нас за вязание. Причем и девочек, и мальчишек. Учила и на спицах вязать, и крючком. Очень доходчиво и понятно объясняла, помогала разобраться, если что-то не ладилось. Мы подолгу корпели над вязанием, иногда обижались на Капитолину Михайловну: нам побегать хотелось подольше, а тут сиди и вяжи.

Только гораздо позже, став взрослыми, поняли, как много дала нам наша учительница. Спасибо ей огромное! Каждая ваша работа, говорила она, наполнена добром, отражает ваше собственное «я» и удивляет стремлением к красоте.

Мы были маленькими и глупыми, чтобы в полной мере осознать значение этих слов. Однако зерна были брошены, может, и не в самую благодатную почву, но они взошли.

Фото Анны ЗОЛОТИНОЙ.