Вся жизнь — в ЖКХ

В недавние времена нерадивых руководителей в порядке перевоспитания направляли в колхоз. Теперь аграрным комплексом пугать не надо — там у нас все давно налажено. В отстающих по-прежнему жилищно-коммунальное хозяйство. Потому и сменяемость руководителей постоянна.

Два года управление городского хозяйства Калуги возглавляет Сергей Струев. Он — кадровый военный. Семнадцатилетним пошел в военное училище, а по окончании был зачислен в отдельный комендантский (Преображенский) полк — зависть всех мальчишек. Далее были перемещения по службе, повышения в должности, званиях, три года находился в служебной командировке в одной из арабских стран. Досрочно получил звание полковника. Затем — отставка. Годы еще не те — нужно искать работу…

— Вы ведь в Калуге оказались не случайно. Бывший глава города, так рано ушедший из жизни, Константин Баранов привел с собой мощную команду управленцев. Вы были в их числе. Именно потому, что он сам был человеком военным, знал — отличный офицер на любой должности справится.

— Мы были знакомы с Константином по службе и по работе в Москве. Как-то встретились, он говорит: «Поработай в Крылатском, сделай этот район образцовым, место — нормальным». Согласился. Должность — директор ДЕЗа. Это то же, что и управляющая компания. Увидев, где мне предстоит совершить перестройку, пришел в ужас — полная разруха. Но когда через несколько лет получил новое назначение главой Головинской управы, уходил с чистой совестью.

— Получается, что полковник Струев теперь научился разбираться в непроглядной паутине отопления, водоотведения и прочей малопонятной для людей паутине под названием ЖКХ. В военном училище вам ведь приходилось штудировать совсем другие науки?

— А вот как раз моя работа в Москве и стала для меня вторым университетом. И потому, когда Баранов предложил мне в Калуге эту должность, паники не было. Правда, когда я приехал, к сожалению, Баранова уже не было. На работу в УЖКХ меня принимал исполнявший полномочия мэра города Константин Горобцов.

На новом месте я сразу понял, в чем главная проблема коммунальной службы именно здесь. Она заключается в абсолютной непрозрачности отчетов УК перед жителями. Отсюда их непонимание и недовольство.

— О какой вы говорите прозрачности! Сколько лет занимаюсь этой темой, но мало встречала управляющих компаний, которые бы скрупулезно объясняли жильцам целесообразность каждой копейки…

Сергей Владимирович раскрывает передо мной листы этих пресловутых отчетов, которые он внедрил, работая в столице. Назвать каждый из них можно коротко — «Общее содержание дома». Там прописано все до мельчайших мелочей. Главное же — каждая строчка проголосована на собрании жильцами. А может, не привились у нас подобные отчеты потому, что воодушевить народ на собрание и разговор по части оплаты — вещь почти нереальная? Не потому ли при виде в платежке новой аббревиатуры ОДН мы получили всплеск недовольства! Представим, что в ближайшем будущем кто-то из больших умников надумает вписать в квитанцию строку «оплата электролампочки в лифте», или «ремонт двери в подъезде»? Надо полагать, пойдет опять же шквал жалоб. Как втолковать жильцам, что все это и есть содержание дома?

— Вы уверены, что сумеете доказать логичность вашей стратегической линии? Ведь большинство руководства управляющих компаний не имеют такого опыта работы в жилищной сфере, как вы. Не владеют и экономическими познаниями, которые позволяют произвести в системе ЖКХ настоящую революцию.

— Именно поэтому еженедельно я с ними встречаюсь. Нужно не только разъяснять им необходимость доступности отчетов перед жильцами, а также схему продвижения заплаченных ими средств.

— И все же в сфере ЖКХ на сегодняшний день самым больным является число неплательщиков. Ведь иные принципиально выбрасывают в урну платежные квитанции, зная, что никто никогда их из квартиры не выселит?

— Да таких жильцов у нас единицы! Куда страшнее задолженность управляющих компаний перед ресурсниками. Получив деньги от людей за коммунальные услуги, так не хочется с ними расставаться. Существует четкая цепочка прохождения этих средств: управляющая компания — единый расчетный центр — банк — ресурсные снабженцы. Ее нарушать никто не имеет права. Здесь должна быть жесткая позиция Государственной жилищной инспекции.

— При жизни Баранов привел в Калугу свою проверенную команду. А вы у себя в городском хозяйстве ее создали?

— У меня работают замечательные люди — честные и преданные делу. Конечно, есть определенные трудности во взаимоотношениях с руководством УК. Тут мало быть экономистом — нужно быть и в меру жестким, и, наверное, дипломатом. Хочется повернуть их к людям, а те, в свою очередь, должны наконец усвоить правило: они все без исключения живут в ЖКХ. И днем, и ночью. А значит, равнодушие здесь неуместно.