«Зубная» тема

В редакцию газеты обратилась калужанка Татьяна Панкова, пожаловавшаяся на неоправданно высокую цену лечения в областной стоматологической поликлинике.

Как ей показалось, врачи учреждения специально раскручивают пациентов, а на самом деле можно было бы ограничиться менее дорогостоящими манипуляциями.

По словам нашей читательницы, ей предложили поставить коронку на зуб. В общей сложности весь процесс лечения и протезирования обошелся бы более чем в десять тысяч рублей. Она отказалась — и правильно сделала, так как в другой, частной, поликлинике врач поставил ей пломбу, в результате она заплатила в несколько раз меньше. «Разберитесь с ценами на Ленина, 111», — посоветовала она.

Поскольку Панкова не одинока в своем мнении о том, что врачи сегодня всеми правдами и неправдами вытягивают из людей деньги, мы попытались выяснить, есть ли критерии достаточного и избыточного лечения. Существует ли механизм внутреннего контроля в самом лечебном учреждении?

За разъяснениями мы обратились к главному врачу ГАУЗ КО «Калужская областная стоматологическая поликлиника» Владимиру Цуканову. По его словам, проверить, насколько объективно и профессионально выполнил задачу стоматолог, можно, изучив медицинскую карту пациента и характер произведенных манипуляций. Чем и занимается руководство поликлиники.

Перед началом лечения врачи обязаны проинформировать сидящего в кресле о том, какую помощь, в каком объеме и размере стоимости он может получить. Выбор остается за клиентом. Но пациента нужно предупредить о последствиях: если поставить более дешевую коронку либо исключить из процесса не обязательное, но желательное лечение с использованием дорогостоящей аппаратуры, возможно, что качество при этом пострадает.

К сожалению, врачи иногда пренебрегают объяснениями или делают это не очень понятно для человека, не владеющего медицинской терминологией. Как следствие — у пациента складывается мнение, что его раскручивают.

Владимир Сергеевич посетовал на то, что они ограничены в возможностях оказать качественную помощь, так как в рамках программы обязательного медицинского страхования предусмотрено использование только отечественных материалов и инструментов. Отсюда и понятие — страховой и не страховой случай. Если ваш больной зуб невозможно на совесть залечить российской пломбой, вам предложат получить платную услугу. Но даже несмотря на это, количество пациентов, которые получают лечение по линии ОМС, не уменьшилось. В прошлом году поликлиника выполнила план по «страховым» больным на 104%.

Объем бесплатных стоматологических услуг год от года уменьшается. Сейчас, говорит главврач, собираются исключить из него помощь инвалидам на дому. А до этого частично исчезло льготное протезирование.

На фоне сокращения государственной помощи растет количество платных услуг. Рост идет не только за счет увеличения классификаторов, но и «внутренних резервов».

У работающих в платном отделении существует понятие финансового плана. Пусть читатель не подумает, что врачей обязуют сдавать на-гора немыслимое количество денег за пролеченных пациентов в ущерб здравому смыслу и вразрез с клятвой Гиппократа.

Хотя и есть некоторое сходство плана «по пациентам» с планом, который в ходу у менеджеров. Все же Цуканов считает, что увеличение объемов платных услуг никоим образом не сказалось на пациентах и стоматологах.

Просто налицо легализация доходов последних, которые те же деньги, которые раньше получали «в карман», теперь приносят учреждению. Зато официальная — средняя — зарплата протезиста в облстоматологии достигла 76 тысяч рублей.

На средства, полученные от платных услуг, идет модернизация областной поликлиники. Причем новейшие импортные стоматологические установки, которые были приобретены на эти деньги, стоят теперь во всех кабинетах, а не только в платных. Чему мы сами были свидетелями, прогулявшись вместе с главным врачом по зданию на Ленина, 111.

Платное лечение действительно процветает в главной стоматологии региона. Но качество оказанных услуг, видимо, устраивает клиентов. Иначе бы не стояла очередь в регистратуру, а дантисты вряд ли бы могли «перевыполнять» план, как делают сейчас. Пациенты, как и зрители, голосуют ногами. Если бы где-то поблизости было дешевле и лучше — перешли бы туда.