Андрей Мягков. Недотёпа — мечта женщин

Есть ли в российском кинематографе более культовый персонаж, чем Женя Лукашин из «Иронии судьбы»? И есть ли хоть один Новый год в стране без этого героя, который вместе с залпами ёлочных салютов и салатами оливье приходит в каждую квартиру? Андрей Мягков — тот единственный, без которого нам не мыслится зимний праздник!

Он мог бы стать химиком-технологом по настоянию родителей, но покинул Питер и уехал в Москву делать театральную карьеру. Одновременно с ним в театральный вуз поступала красивая девочка Настя Вознесенская, на которую тихий и невзрачный приезжий юноша не смел даже глаза поднять. Так бывает в жизни, что самая яркая звезда курса неожиданно повернулась спиной к многочисленным ухажерам и одарила улыбкой того, в кого влюбилась с первого взгляда. Скромная свадьба была сыграна уже на втором курсе. Вскоре Анастасию Вознесенскую режиссер Евгений Ташков утвердил на роль радистки Ани в картине «Майор Вихрь». Мягкова там тоже можно было разглядеть, но с трудом — он играл в массовке.

Первой серьезной ролью в кино у Мягкова была роль дантиста в фильме «Похождения зубного врача». Но фурора ни от роли, ни от самой картины не было. И даже фильм «Братья Карамазовы», где Андрей действительно гениально сыграл младшего брата Алексея, прошел довольно буднично, хотя кинокритики считают эту роль Мягкова лучшей.

После этих киноработ Мягкову пришлось ждать своего звездного часа целых десять лет. Время, когда он существовал в театре в тени своей блистательной супруги. Правда, у него был шанс сыграть Нестора Петровича в «Большой перемене», но он поставил режиссеру условие — учительницу Светлану Афанасьевну должна играть его жена. Режиссер ответил отказом. Настоящим атомным взрывом можно считать 1 января 1976 года, когда Эльдар Рязанов снял свою «Иронию судьбы». Отныне Женю Лукашина знала вся страна.

Следующая картина — «Служебный роман», где Мягкову Рязанов поставил условие: его Новосельцев ни в коем случае не должен повторять Лукашина. Он и не повторил. Залысина, смешные усики, очки. Его герой — типичная мямля. На такого не взглянет ни одна женщина. Или взглянет? В общем, картина вышла в прокат, и снова оглушительный успех. Последней его звездной ролью у Рязанова стал Карандышев в «Жестоком романсе». Его герой опять же смешон и жалок, куда ему до красавца Паратова, он вон даже бричку со своей любимой женщиной поднимает одной рукой!

Теперь слава идет за Мягковым по пятам. Отныне в СССР — он актер номер один, а потому вправе ставить условия режиссерам, чтобы непременно с ним играла его жена. Правда, вместе они снялись всего в нескольких картинах, в том числе «Гараж», где Настя как раз на виду в роли циничной, прожженной бабенки, директора рынка, а у Мягкова роль почти бессловесная.

Как могло случиться, что всенародная слава не развратила актера? Напротив, он стеснялся этого шквала обожания, этого моря писем, этого преследования поклонниц. Даже 31 декабря, когда страна включает телевизор и в очередной раз захлебывается любовными приключениями Жени Лукашина, он вырубает «ящик». Не потому, что фильм ему не нравится — он презирает своего героя. Как можно оправдать человека, бросившего женщину, на которой обещал жениться?!

Назвать Мягкова сердцеедом никак нельзя. Он и сам отлично знает, что сегодня у женщин кумиры брутальные, мачо с белоснежной улыбкой. Почему тогда любовь к мягковским типажам передается из поколения в поколение?! Вроде бы не был он героем-любовником ни в жизни, ни на экране, где в основном его персонажи, скорее, милые недотепы. Но именно им и доставалась любовь главных героинь, и эти кинопары смотрелись так гармонично, что в их чувствах никто не сомневался.

Только пусть у вас не сложится впечатление, что Мягков — этакий святоша. Романы на съемочной площадке — обычное дело, к тому же сыграть любовь, не испытывая к партнерше симпатию, невозможно. А они были у Мягкова великолепны: Барбара Брыльска, Алиса Фрейндлих, Лариса Гузеева. Но главной его музой остается только его Настя, вместе с которой он около полувека. Все было в их жизни: и ревность, и болезни, и безденежье. Но неизменны беспредельная верность и любовь.

Мягков сейчас почти не снимается. Увлекается живописью и пишет детективы. Исключительно для жены. Организовал свой театр. Одна из его постановок — спектакль «Ретро». Он о стариках, которым нет места в новом времени. Спустя тридцать лет снова стал Женей Лукашиным в «Иронии судьбы. Продолжении». Но не тем, что раньше. Теперь он мудрый, спокойный, рассудительный.