Александр Михайлов. С Русью обручённый

Народный артист России Александр Михайлов приобрёл сумасшедшую популярность после выхода на экраны фильма «Любовь и голуби». Но для кого-то он любим своим певческим талантом, который ему достался от матери. Русские песни, казачий фольклор — всё это он собирает по крупицам по всей стране.

С самого детства он мечтал о море. В мореходку не приняли, а на рыболовецкое судно учеником моториста взяли. То, что изобразил на своих полотнах Айвазовский, такое с ним случалось не раз. Любовь к театру пришла позже. Но не сразу все получилось — было время, когда Михайлова хотели выгнать из театрального вуза за профнепригодность. Спас шолоховский Нагульнов, которого сыграл блестяще, и всем стало ясно, что это актер большого таланта.

Ранняя женитьба — это как у всех начинающих актеров. Интересно произошло знакомство с будущей женой, дочерью адмирала флота К. Мусатова. В гардеробе Александр всегда вешал свою куртку на пальто незнакомой сокурсницы. Но заговорить с ней все не решался. Вера — из обеспеченной семьи, а он — из разряда женихов, у которых ни кола ни двора. И все же свадьба была сыграна. Родился сын, который пошел по стопам отца, и сейчас Константин Михайлов довольно успешный режиссер.

В 1973 году состоялся дебют Александра в кино. Но фильм «Это сильнее меня» прошел не очень заметно. А уже через пару лет предложения от режиссеров следовали одно за другим. Трудно себе представить, что всенародно любимая лента «Любовь и голуби» попала под ножницы цензуры из-за «пропаганды алкоголизма». Какое-то время режиссера В. Меньшова даже отстранили от работы. Потом вернули, но урезания всё же состоялись.

Михайлов вспоминает встречу с Гурченко. Зная ее непростой характер, побаивался партнершу, которая могла и послать актера куда подальше. Но она оказалась очень лёгкой в общении. Он восхищался ее мужеством, когда она вела с ним длинный диалог в ледяной морской воде, хотя по жизни была жуткой мерзлячкой. Сам актер признается, что могла бы между ними даже вспыхнуть любовь, но Александр взял себя в руки и принял верное решение: остаться друзьями.

Служебного романа с Людмилой Марковной не случилось, а другой уже подстерегал. Встретилась Оксана, где всё буквально, начиная от общего дня рождения и девичьей фамилии Михайлова, было совпадением. Правда, не возраст: она была на двадцать три года моложе Александра. Позже она скажет: «Мы с Сашей боролись не ЗА свою любовь, а С любовью». Она похоронила мужа, рос сын. Но она была свободна. А у Михайлова была благополучная семья и тоже сын. Совесть глодала обоих. Встречались — расставались, снова бежали друг к другу. Теперь оба в браке счастливы. Родилась дочь, которую, согласно церковным правилам, назвали Акилиной.

По сей день Михайлов верен Малому театру. Переиграл всю классику. Он поклонник только русской драматургии. Когда Юрий Соломин предложил ему главную роль в постановке «Смерть Иоанна Грозного», Александр перечитал массу исторической литературы. Но неожиданно заметил, что после каждой репетиции часами не может прийти в себя. Пошел в церковь. Батюшка дал совет: «Попроси своего режиссера убрать из названия спектакля слово «смерть», иначе быть беде». Соломин на это не дал согласия. Премьера состоялась. Но буквально через пару дней Михайлов попал в больницу. Поправился, но после выписки вновь оказался на больничной койке. Когда болезнь отступила и он вернулся в театр, в афишах значилось: «Царь Иоанн Грозный».

И все же Александр Михайлов широкому зрителю больше известен по его работам в кино: «Мужики!», «Одиноким предоставляется общежитие», «Змеелов», «Благословите женщину!». Помимо преподавания во ВГИКе актера невозможно сегодня представить без его концертных программ, где он исполняет романсы, русские и казачьи песни.

Из всего многообразия сыгранных им ролей лучшей он считает роль деревенского мужика Тимофея в спектакле «Любовь — не картошка, не выбросишь в окошко» с Инной Чуриковой и Ниной Усатовой. По его убеждению, это самый русский спектакль. И эта русскость для него — высшая оценка.