Оптические иллюзии эмали

Проект IMP-арт эмальерного мастерства представили художники России, Венгрии, Польши, Дании, Испании, Германии, Индии в Калужском областном музее изобразительных искусств.

Цикл выставок проекта уже экспонировался в Саратове, Минске, Пскове, Майкопе и Туле. Передача иллюзий в живописи, графике, монументальном искусстве — старая традиция. Во-первых, изображение трехмерного пространства на плоскости — уже иллюзия, «картина — обманка». Во-вторых, загадочные картины, на которых проступают разные объекты кисти Джузеппе Арчимбольдо, Ханса Хольбейна Младшего и многих других во все века пользовались популярностью.

Работы, представленные в экспозиции, в буквальном смысле вечные, их разрушит только природная катастрофа: горячие эмали не боятся обычного огня.

Эмаль на протяжении тысячелетий проделала путь от имитации драгоценных камней в маске Тутанхамона до банальной облицовки ванной комнаты. Среди экспонатов выставки «Невозможного искусства» трудно провести грань между станковыми произведениями и прикладными. Самый титулованный участник — Зураб Церетели, его эмаль на меди «Художник и модель» балансирует между этими направлениями творчества.

Техники эмали, представленные на выставке, показывают и древние, элитарные, и широко используемые даже при изготовлении рекламной продукции. Все российские эмальерные школы: Центра России, Поволжья, Юга России, представили работы, обрисовывающие их стилевые особенности.

Список сорока семи участников экспозиции пестрит громкими титулами президентов, вице-президентов, членов, профессоров Российской академии художеств, заслуженных художников России.

Автором идеи является председатель секции Декоративного искусства Союза художников России Евгений Матько, собравший знаменитостей под флагом «Невозможного искусства».

В проекте принял участие даже мэтр авангарда Вячеслав Колейчук, автор декораций к фильму-антиутопии Георгия Данелии «Кин-дза-дза».

«Невозможный Сирин», дева-птица Натальи Титовой, печалится собственным пророчествам. Птицы и грифоны песочных часов Вселенной считают секунды в эмали Анастасии Агафоновой «На крыльях ночи». «Дама с лилиями» Натальи Пикиной, словно сошедшая со средневековой миниатюры, играет на «Невозможной» фигуре в духе Эшера, как на арфе.

Александр Стоцкий отдал дань кубизму, изобразив «Невозможный портрет» курильщика. В его голове — чертоги поврежденного разума с лестницей, ведущей в никуда, его сигарета — продолжение губ.

«Гатамеллата» Татьяны Шалаевой направляет коня сквозь барьеры эмали на завоевание XXI века. Калужанин Михаил Мантулин не потерялся в сонме знаменитостей, представив «Ландшафт с невозможной фигурой». Константин Марков показал серию «Отражение», переведя в вечный материал блики сморщенных ветрами луж. Максим Киреев отдал дань памяти Виктору Вазарели, непревзойденно создавшему иллюзии движения.

Анна Сохач поместила «Город» на ленту Мебиуса, трехмерную одностороннюю фигуру. В таком городе просто невозможно не встретиться! Карой Барлон соединил реалистический пейзаж и нефигуративную композицию в работе «Оптик».

Николай Вдовкин завис «Между небом и землей». Наличие этой работы на выставке переводит ее в категорию «18+», так однозначны позы некоторых персонажей.

Цикл композиций Евгения Матько на библейские сюжеты стал центром выставки. «Вход в Иерусалим» в безбрежной дали будущего, где Иисус в скафандре восседает на ослице — роботе, утверждает вечность каждого слова Книги книг. «И каждый день все та же среда», и каждый день Иуда предает поцелуем, каждый день блудный сын припадает к коленям отца — в прошлом и в будущем. Сочетание трогательности и монументальности, эффектов отстранения и присутствия придают знакомым сюжетам новизну.

Праска Витти использовал общность русской и чувашской культур, изобразив витязя «На коне», царевича «На волке». Поля и леса расстилаются под летящими сказочными персонажами, как домотканые дорожки, змеи в их руках превращаются в луки и стрелы.

Инна Барычева изобразила «Ящериц», от живого ископаемого гаттерии до обыкновенной ящерицы, как путешественниц по бесконечной замкнутой лестнице.

В каждой работе скрыты противоречия, обманы, вопросы. Поэтому по залу ходишь, разгадывая шарады авторов, вступаешь в диалог с их произведениями. Искусствовед Майкл Фрид даже называл подобные композиции «дедуктивными структурами».

Работы создают иллюзии движения, выпуклости, вогнутости, кривизны. Хитросплетения теней, образов разных эпох и народов создают атмосферу тайны и карнавала. Если хотите воскликнуть: «Маска, я тебя знаю!», посетите выставку.

Фото автора.