Юрский период

За свою долгую актерскую карьеру народный артист России Сергей Юрский приложил руку к созданию многих театральных и киноролей.

Родился в актерской семье. Отец, актер и режиссер, после войны возглавил Московский цирк на Цветном бульваре, так что детство Сергея проходило в атмосфере арены. Жили в малюсенькой комнатушке бухгалтерии, с одной стороны соседом был клоун Карандаш, с другой — дрессировщики медведей. Потом был снова переезд в Ленинград, где Сергей с золотой медалью закончил школу. Удивительно, но поступил он поначалу в университет, на факультет правоведения. Впервые вкус успеха он ощутил еще на первом курсе, играя в студенческом театре. Ему так понравились бурные аплодисменты зрителей, что он забросил юриспруденцию и перешел в театральный университет. Еще недипломированным был зачислен в труппу Большого драматического театра к великому Георгию Товстоногову. Не прошло и года, а он уже был на главных ролях. Репертуар завидный: «Горе от ума», «Три сестры», «Божественная комедия», «Эзоп». Все это сделало его настоящей звездой БДТ.

Первой заметной работой в кино стала роль добродушного чудака-дикаря в фильме «Человек ниоткуда». Жаль, но фильм сразу был снят с проката. В 1968 году в истории нашего кинематографа произошло небывалое событие — стараниями режиссера Михаила Швейцера родился первый Остап Бендер, иронично-сдержанный, резко контрастирующий с последующими образами, созданными на экране. Ни один режиссер не взялся повторить экранизацию. А «Золотой теленок» с Юрским — Бендером просмотрел весь Советский Союз.

Далее была еще одна очень знаковая роль в фильме Г. Полоки «Республика ШКИД», где он сыграл прообраз А. Макаренко — педагога-воспитателя в колонии беспризорников. Невозможно себе представить, что актер, сыгравший Чацкого, Тузенбаха, Циолковского, Пастернака и дважды отца всех народов Иосифа Сталина, мог «опуститься» до роли деревенского дебошира и выпивохи дяди Мити в фильме В. Меньшова «Любовь и голуби». В дядю Митю — Юрского страна просто влюбилась! Известно ли зрителю, что в картине его партнершей была его любимая жена Наталья Тенякова, которая в силу своего еще далекого от старости возраста поначалу категорически отказывалась играть бабу Шуру? С режиссерами она спорить умела, но мужу отказать не могла. И гримеры сделали из нее замечательную бабусю.

Самое время раскрыть здесь несколько тайн личной жизни Юрского. Первой его женой была актриса Зинаида Шарко, с которой он прожил семь лет. Возможно, и жил бы, но ему предложили сыграть в «Большой кошачьей свадьбе» по рассказу К. Чапека Наташиного жениха. Когда она впервые увидела, кто ее партнер, от страха потеряла дар речи. Уже на репетициях всем стало понятно, что она влюблена не в персонажа, а в Юрского. Роман вспыхнул молниеносно. Но оба к тому времени были несвободны. Наташа своему мужу сказала прямо: «Я люблю Юрского». На что тот ей ответил: «Ты бы еще в Господа Бога влюбилась!»

Слава, любовь зрителей, прекрасные работы в кино и театре. И еще рядом — любимая женщина. Родилась дочь Даша. Но в театре над Юрским стали сгущаться тучи. Внутренней свободой он отличался всегда — первым в Союзе поставил «Мольера» по пьесе запрещенного М. Булгакова, и друзья у него были «неблагонадежные»: Бродский, Солженицын. Так он оказался в опале. Перестали приглашать на съемки, давать роли в театре. Его попросту выживали. Он был слишком независим, свободен и знаменит. Таких не любят. Ушел, но, оставшись без работы, сам себе устраивал гастроли. Ездил по стране, великолепно читая Чехова, Зощенко, Бабеля, Хармса, в том числе и стихи собственного сочинения.

Потом был переезд в Москву, что с трудом пережил Товстоногов, не желая расставаться с любимой примой Теняковой. Но она последовала за мужем. Столица тоже встретила Юрского неласково. Его пригласил к себе Олег Ефремов. Но сразу звонок из Министерства культуры: в труппу не брать! А вот театр Моссовета, который не принадлежал министерству, протянул руку помощи. Лично Р. Плятт приложил все усилия, чтобы к его юбилею спектакль подготовил именно Юрский. Так он и остался в этом театре. А Наталья принципиально, обиженная за мужа, сменила фамилию. Нет теперь актрисы Теняковой — есть Юрская. Сейчас она вместе с дочерью играет во МХАТе.

Каким был мужем и отцом «великий комбинатор»? Опять же нестандартным. Вспоминает жена: «Цветов он не дарит — их нам преподносят зрители. А вот готовит он мастерски! Особенно может поразить изысканными бутербродами». Дочь по характеру — точная копия великого отца, как и он, перфекционист и трудоголик. Ей все время хочется во всем ему соответствовать. А потому, учась в театральном, изучила французский, чтобы дома небрежно переброситься с ним парой фраз на изящном диалекте. И это не все — она пошла еще и на курсы английского. Внук Гоша тоже любимец всей семьи. У деда сразу возникло желание и мальчика приобщить к языкам. Поначалу тот упирался, но с твердохарактерным Юрским не поспоришь.

Недавно всеми любимый артист преодолел рубеж в 80 лет, из которых 50 он посвятил сцене. Немного Дон Жуан, немного Дон Кихот, всегда работающий в искусстве не по стандарту. Он, как и его Бендер, все время в размышлении, в движении — в поисках новых пьес, новых форм. Удивительное чувство пути. Останавливаться ему противопоказано.