Инна Чурикова. Как прожить без Жанны Д` Арк? 

Помню давно, ещё в молодости, я пошла на фильм «Начало». Ничего интересного не ждала, тем более что на афишах главная героиня — уж очень некрасивая. Была потрясена не столько игрой актеров, не совсем обычной для фильмов семидесятых, сколько одной жуткой сценой сжигания Жанны на костре. Крик был просто не человеческим: «Дайте мне крест!». И весь зал встал.

Так народу стало известно имя Инны Чуриковой, что же касается Глеба Панфилова, то он как режиссер уже был известен в кругах кинематографистов. Девочка из интеллигентной семьи еще задолго до театрального вуза появилась на экране. Правда, в маленькой роли. А потом работала в Московском ТЮЗе, играя всякую нечисть в паре с Лией Ахеджаковой. Она вспоминает, что неистовая, зеленоволосая Баба-яга Чуриковой была не злой ведьмой, а самовлюбленной и нежной теткой.

Про Инну Михайловну рассказывают, что еще во время учебы в вузе студентам было дано задание — сделать миниатюрки, дабы удивить приехавших с визитом французов. Инна придумала стриптиз. Перед ошарашенными преподавателями она раздевалась, раздевалась, потом на мгновение гас свет, и за белым занавесом вырисовывалась обнаженная фигура девушки. На самом деле, конечно, на ней были обтягивающее трико и майка. Наверное, именно в ТЮЗе Глеб Панфилов, увидев некрасивую девушку, разглядел в ней немыслимую красоту таланта и пригласил еще не дипломированную актрису в свой известный взрывной кинодебют «В огне брода нет». 

Сделать ставку на актрису с такой внешностью было риском. Но как было не влюбиться в эту чистую девушку Таню Теткину, которая среди грязи, крови и ужасов Гражданской войны, работая простой санитаркой, мечтает стать художницей? Съемки проходили в Муроме. Инна так вжилась в свою роль полудурочки, полусвятой, что ходила по городу, не переодеваясь, в унылом платье. Как-то ее остановила женщина и, приняв за нищенку, попросила помянуть своего умершего сына. «Ты иди ближе к церкви, — посоветовала, — там больше дадут». Так состоялось ее первое свидание с Богом.

После съемок картины «В огне брода нет» Панфилов сделал Инне предложение. Всё вышло как в сказке — Принц заметил Золушку. Больше они никогда не расставались. Следующей их совместной работой стал фильм «Начало». Молодой жене он предложил сразу две главные роли: Орлеанской Девы и Паши Строгановой. Чурикова это считает подарком Бога. Говорит: «Мне нужно было только руку протянуть и взять Его дар». Фильм вышел на экран, но был холодно встречен чиновниками от Госкино. А между тем отмечен на международном кинофестивале в Венеции. Инна Чурикова была признана лучшей актрисой года.

 Но нежданная популярность принесла ей и глубокое разочарование. Дело в том, что Панфилов задумал продолжение истории Жанны д`Арк. Инна буквально заболела своей героиней и считала дни до начала съемок. Но продолжения не последовало, и это чуть ли не разрушило ее карьеру. Глава Госкино сказал категорическое «нет» новой задумке режиссера. Инна, обладая твердым характером, написала гневное письмо «наверх». В ответ было молчание. В какое-то время в голову пришла отчаянная мысль — бросить кино, а заодно и сцену.

От депрессии ее спас Марк Захаров, закладывая первые кирпичики в фундамент своего Ленкома. «С самого начала я понял: она из разряда некрасивых, но талантливых девчонок, которым никогда не дадут главных ролей». А потом он увидел Инну-Марфушеньку в фильме А. Роу «Морозко». Достаточно вспомнить одну малюсенькую сценку, как она грызет орехи, тюкая себя кулаком по челюстям. Трудно себе представить будущую приму Ленкома, блестящую Офелию, императрицу Анну Иоанновну, которая на экране ведет диалог с курицей, щедро подливая себе водку в стакан?! Не потому ли после выхода фильма в прокат на режиссера обрушился шквал критики «за нелюбовь к деревне».

Выходит, что не всегда кино дарило ей лавровые венки. С театром у Чуриковой другие взаимоотношения. С первых ее ролей на сцене Ленкома она стала главной актрисой. Специально для нее порой переписываются сценарии, под нее строится театральный репертуар. Удивительно — а как же внешность? Ведь даже приемная комиссия вуза высказалась в ее адрес довольно грубо: «Или она дура, или гений». «Я — эффектная», — так сказала ее героиня в фильме «Начало». Сама же она, заглядывая в зеркало, считает, что это не повод для расстройства. И все же когда ей предложили роль Анны Карениной, она отказалась, зная, что та была красавицей.

Марк Захаров, конечно, знает ее лучше других, считая, что «это совсем не та женщина, у которой надо что-то обнажать — в ней глубоко скрытая красота, от которой можно сойти с ума». 

 Помимо театрального таланта Господь одарил ее даром любить: свою работу, мужа, сына, коллег, которые, правда, порой утверждают, что на репетициях она может своих партнеров и режиссера довести до белого каления. Она считает, что работа каждого актера должна быть выполнена идеально. Жестоко. Но на самом деле она вовсе не такой уж кремень. Достаточно вспомнить ее классическую Вассу в трактовке Панфилова. Это не жесткая, деспотичная старуха, а молодая, чувственная, запутавшаяся, но любящая женщина. 

Есть еще один замечательный талант Инны Чуриковой. Многие зрители, слушая, как ее героини поют во многих фильмах, конечно, уверены, что за актрису это делают профессиональные певцы. Но у нее на самом деле прекрасный голос. Да разве только голос? Вообще у нее в жизни всё прекрасно. Только одна-единственная неосуществленная мечта осталась на сердце горьким осадком — это ее Жанна. Равной этой роли, ей кажется, у нее не было…