Как поделить игрушки

Когда в семье подрастает второй ребенок, едва ли не основной причиной конфликтов между братьями-сестрами становится нежелание отдавать свои игрушки.

Родителям в этой ситуации не позавидуешь.

Как быть? Стать на сторону младшего, чей познавательный инстинкт толкает его тянуть к себе все вещи старшего? Или поддержать старшего, который имеет все права на свое «богатство»? 

Младшенького жалко: у него по-любому игрушек меньше, чем у первенца. Но тот за каждую свою мелочь готов стоять горой, а в случае если родители защищают малыша, кровно обижается, начинает считать, что его обделяют любовью…

Типичная ошибка взрослых в подобных случаях заключается в том, что они, дабы избежать конфликтов, решают приобретать для детей личные игрушки. Если каждый будет играть своими, не посягая на собственность других, тогда и споров не будет. Не тут-то было! Возникает другая проблема — малыши начинают сравнивать трофеи и предъявлять претензии: «Почему у меня хуже?».

Следующим шагом родителей становится решение покупать детям абсолютно одинаковые игрушки. А если дети разновозрастные? 

Оба этих шага — плохой выход из положения. Само деление всех игрушек на «твои» и «мои» будет разобщать братьев и сестер. Во-вторых, это весьма неэкономно. 

Чтобы выстроить правильную линию поведения, посмотрим на причину детской жадности. Ребенок старше четырех лет начинает сильнее ценить свою игрушку и боится, что ее испортят. Такое опасение имеет основания в случае с младшим братом или сестрой. Он станет делиться, если будет уверен в обратном. Придется маме или папе стать гарантом ее сохранности — пообещать следить за карапузом, пока тот вертит в руках вещи старшего, а в случае поломки купить такие же. Наиболее ценные и хрупкие игрушки лучше вообще убирать из поля зрения крохи. 

Если дети уже могут контролировать свои действия настолько, чтобы случайно не сломать чужую игрушку, с ними проще договориться об обмене. Один дает другому поиграть на время свою машинку, тот меняет ее на вертолет. Но тут дело может осложниться амбициями одного, как правило, старшего. Ему малышовые развлечения не так интересны, а вот сыграть на любопытстве младшего он не прочь. «Попроси: «Дай, пожалуйста», «Плохо просишь», «Принеси еще и конфету» и т.д. Чадо диктует свои условия, пользуясь возможностью покомандовать. 

Это типичный пример проявления духа соперничества между детьми. Они стараются выглядеть важнее, главнее, умнее, то есть хотят показать свое превосходство над другими. Они могут не только жалеть свои игрушки, но и отбирать у других, регулярно выпрашивать новые у родителей. К тому же отпрыски копируют поведение родителей, которые по понятным обоснованным причинам не все позволяют брать малышам. 

Дети начинают соперничать в семье, борясь за любовь родителей, когда чувствуют несправедливое к себе отношение. По возможности стоит уделять одинаковое внимание и старшим, и младшим, избегать публичных наказаний «соперника». 

Что касается подражательства взрослой модели поведения, стоит разъяснить детям, почему вы запрещаете брать те или иные свои вещи. Запретов не должно быть много хотя бы потому, что иначе вы подадите плохой пример своим наследникам.

Еще один совет родителям в их стремлении «поделить игрушки» — старайтесь меньше вмешиваться в детские разборки. Третья сила нужна в тот момент, когда дело может перерасти в драку. Когда страсти накалились, без рефери не обойтись. Но если начнете детально разбирать конфликт — рискуете погрязнуть в аргументах. Опытные мамы убирают с глаз долой предмет спора, переключая внимание на что-то интересное или вкусное — и взрывоопасная обстановка развеивается, как будто ее и не было.