Искусство на улице

Калужский зритель привык к гламурным фотовыставкам Екатерины Рождественской.

Экспозиция, представленная в этот раз в Калужском областном музее изобразительных искусств, отличается от хоровода портретов важных персон, ряженных в костюмы великих людей. Дочь яркого поэта СССР собрала коллекцию самого демократичного искусства — граффити.

Много путешествуя с фотоаппаратом по миру, Екатерина Робертовна обратила внимание не на фасады памятников архитектуры, а на «изнанку» мегаполисов, места, куда туристы редко захаживают. Задние дворы, туннели, опоры мостов, увиденные фотографом в Западной Европе и Латинской Америке, зачастую превращаются энтузиастами в арт-объекты.

Вот один из множества героев освободительного движения Боливии реалистично и с любовью вырисован на кирпичной стене. А под портретом — свалка.

Под оконной рамой на уровне голени пешеходов скрупулезно изображен пессимист-мыслитель. Райтеры самовыражаются и в авангардных стилях — их работы отсылают к творчеству Хуано Миро, Пабло Пикассо, Василия Кандинского.

Уличный юмор освещает самые непритязательные закоулки. Вот по вполне реальной лестнице «поднимается» парочка — работяга и «жрица любви», одетая лишь в туфли и шляпку. Персонажи выглядят пристойно и человечно.

Многофигурные картины в духе полотен Гончарова вмещают и астронавта на Луне, и быка, удирающего от паровоза, и королеву Магеллана. Экспозиция названа Екатериной Рождественской «Люди, чьих фамилий я не знаю». 

Неизвестные авторы, безусловно, одарены, некоторые из них явно имеют художественное образование. Все- таки, что такое граффити — искусство или порча имущества? Всему свое место. Одуванчик, цветущий под забором, вызывает улыбку умиления, а на клумбе среди роз он — злостный сорняк.

Граффитиста, пойманного с поличным в историческом центре Праги, могут осудить на пятилетнее тюремное заключение. В Лондоне за надпись аэрографом положен нешуточный штраф. В Калуге райтеры «украшают» своими кляксами немногие свежеоштукатуренные и окрашенные здания, например, усадьбу Яновских на улице Воскресенской. Причем один из популярных сюжетов — портрет Циолковского. Хулиганы путают творчество с самовыражением. Граждане с ущемленным самолюбием даже на труднодоступных скалах Крыма и Кавказа писали (и пишут) «Здесь был Вася». 

Граффити — галерея нищих, украшение задворок, еще не окультуренного пространства. До 18 сентября вы сможете убедиться, посетив экспозицию, что там, и только там, это творчество уместно.