Марина Бирюкова: «Концерту нужна «упаковка»

Часто ли вы посещаете наш главный концертный зал? По вкусу ли вам предлагаемые программы? Считаете ли вы областную филармонию доходным предприятием?

По карману ли вам стоимость билета? На все эти вопросы сегодня нам отвечает новый директор главного культурного заведения областного центра Марина БИРЮКОВА. 

— В новой должности вы всего полгода. Какое-то время работали в министерстве культуры. Калужане наверняка больше знают вас как руководителя областной телекомпании «Ника». Но начнем с периода до двухтысячного года.

— Я родилась и училась в Москве, и до сих пор многие, знаю, удивляются: как это молодая женщина, причем семейная, оставила в столице и дом, и престижную работу, переломав, по сути, весь привычный образ жизни? Первые страницы моей биографии как раз предполагали успешное карьерное продвижение в зрелые годы.

— Значит, в школе были отличницей, а потом без труда и протекций поступили в престижное Щукинское училище?

— Поначалу мне казалось, что сцена — моя жизнь. Получив диплом, переступила порог великого Малого театра. Но тут следует внести ремарку: в восьмидесятые годы театры, даже столичные, находились в бедственном положении. А на горизонте восходила звезда телевизионная. Вот туда я и направилась, хотя, честно скажу, особых надежд на радушный прием не было. А получилось наоборот — приняли и даже предложили программу «Сегодня в мире». Помните такую?

— Но ведь новостной эфир — это совсем не то, что система Станиславского. Значит, предстояла серьезная учеба?

— К счастью, у меня были замечательные учителя. Один Игорь Кириллов и Нина Кондратова чего стоят! Этот мой период жизни дал мне очень много.

— Работать в содружестве с такими людьми, как А. Шатилова, В. Леонтьева, — это ведь предел мечтаний молодой девушки? Как же могло получиться, что вы все-таки уехали от мужа и маленького сына в незнакомую провинциальную Калугу? Кто вас на это подвигнул?

— Да губернатор, конечно. С Анатолием Дмитриевичем познакомилась на каком-то значительном собрании, он и обронил, что мечтает создать хорошую региональную телекомпанию. Поговорили, и я забыла о Калуге. И вдруг неожиданно поздно звонок из приемной губернатора. В общем, я сразу поняла — этот человек если что задумал, то не отступится. Помню, что когда первый раз ехала сюда, то была просто в ужасе от участка дороги от Обнинска до Калуги. Но все колдобины и дорожные ловушки были забыты, когда увидела город. Не могу этого объяснить, но что-то защемило в сердце — какой-то в нём особенный дух… 

— Ведь теперь вам предстояло в одиночку начать руководить незнакомым коллективом и выстраивать схему преобразований.

— Во-первых, я не разорвала связи с Москвой. Моя новая работа требовала как раз частого там присутствия на деловых встречах. Главное же — меня здорово поддерживал губернатор.

— И вот снова все у вас отлажено, помимо популярной телевизионной компании вы создали еще и радиостанцию «Ника-FM». Но снова — впереди смена деятельности. Министерство культуры, а с января нынешнего года вы занимаете пост директора областной филармонии. Какими были первые шаги? 

— Знакомилась со своим хозяйством. Первое впечатление: дом был как бы без хозяина. Вид какой-то непраздничный. С самого начала было решено не устраивать летних каникул. Работать и… зарабатывать деньги. Вы ведь знаете, как скудно финансируется у нас культура. В структуре филармонии — четыре замечательных коллектива: молодежный симфонический оркестр, губернский духовой, брасс-квинтет, струнный квартет. Их нужно содержать.

— Сейчас наши люди, особенно молодежь, в этом отношении стали малограмотными. Не представляю, чтобы на концерт классической музыки или народных инструментов зрители шли с охотой.

— Чтобы приобщить людей к хорошей музыке, как раз и нужно в концертных программах исключить всяческую дешёвку. Чтобы привлечь зрителя на концерт, необходимо для программы талантливых исполнителей сделать красивую упаковку. Известно, что слушать одну только «Ленинградскую симфонию» Шостаковича нынешний зритель не захочет. А если будет создано яркое действо, своего рода ассорти, где рядом с классикой и рок, и современные шлягеры, и какие-то мини-спектакли, то это будет интересно.

— Еще одно ваше любимое детище — это концертная площадка Гостиного двора. Калужане уже привыкли, что по четвергам можно всей семьей прийти туда и послушать хорошую музыку. Стоимость билета там просто смешная.

— Первая премьера состоялась 8 мая. В дальнейшем мы планируем сделать её такой же знаковой для города, как Дворцовая площадь в Питере или место праздничных выступлений на Васильевском спуске в Москве. Хотим переселить туда и фестиваль «Мир гитары», которому тесно во дворике краеведческого музея. Только не подумайте, что, увлекшись этим предприятием, я забыла про сам Концертный зал. Там тоже хочется сделать многое. К примеру, в фойе устанавливаем удобные диванчики, поставим столики для кофе, обновим стенной декор и поменяем холодный свет на более теплый. А что касается творческих программ, то самым интересным считаю договор с Мариинским театром, чтобы провести в Калуге оперный фестиваль молодых исполнителей.

— Кого из звезд до конца года увидят калужане?

— Встретятся с Ириной Аллегровой,  актером Василием Лановым, Юрием Куклачевым. Ждем в гости рок-оперу «Laif», Марию Аронову со спектаклем «С чистого листа», а Московский Независимый театр привезет к нам свою версию «Мастера и Маргариты». Это и будет как раз то самое притягательное ассорти.