Русская Дитрих в Калуге

Выставка образов последней фотосессии народной любимицы Людмилы Гурченко в Калужском музее изобразительных искусств продлится до последней декады августа.

Автор снимков Аслан Ахмадов представил проект «Моя Люся» как свободный взгляд на творчество актрисы. Это синтез совместно созданных образов и дань памяти национальной киногероине.

Фотохудожник помогал актрисе в создании ярких ролей в фильмах «Пестрые сумерки», «Марковна: перезагрузка», «Я — легенда».

Около семидесяти черно-белых и цветных фотографий большого формата, в подавляющем большинстве нигде ранее не публиковавшихся, показывают рафинированную кинозвезду. 

Анекдот той поры рассказывает о реакции иностранца на поздние клипы Людмилы Гурченко: «Этот трансвестит пользуется успехом в вашей стране». Да, пора увядания печальна, и выход обратно в пору расцвета путем пластических операций манок и популярен. Эта выставка утверждает, что такой путь правомерен.

Фотообразы прекрасной женщины в феерических одеждах дают иллюзию совершенства. Людмила Гурченко являет на снимках суперженственный образ, классический «вамп».

Фотографии отсылают к Голливуду 30-х годов, когда на съемку крупного плана Марлен Дитрих операторы тратили целую смену.

Парчовое платье, меха актрисы на фоне облупленного съемочного павильона — парафраз фильма «Послушай, Феллини». В нем Людмила Гурченко расточает перед камерой рассказ о невостребованном таланте в надежде на предложение роли гением.

Платье модельера Владимира Середина кажется тающим на теле актрисы, как пена на коже русалки.

Откуда же выпорхнула в боа и стразах эта дива?

Людмила родилась 12 ноября 1935 года в Харькове. Отец и до ухода на войну, и после возвращения был ее кумиром. Аккордеонист, певец, подлинный герой Отечества, он оставил память в творческой биографии актрисы грандиозным телефильмом. Гурченко в полуформенном платье цвета хаки поет «Песню пулемета», в царственно-вишневом танцует «В городском саду играет духовой оркестр». И последние слова героини фильма «Пять вечеров»: «Только бы не было войны», звучат не агиткой, а личной болью.

«Еще утром мы были в лесу, нарвали ромашек и колокольчиков. Все оборвалось мгновенно, неожиданно — началась война», — писала актриса в книге воспоминаний.

Яркая пластическая и музыкальная одаренность позволила поступить Людмиле во ВГИК на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. Сначала актриса работала в Театре-студии киноактера, потом — два года в «Современнике». 

Людмила Марковна вспоминала: «Работа в «Современнике» меня многому научила — знать свое место, уметь быть шестым лебедем справа».

Кинокарьера вздымалась горами «Карнавальной ночи», «Соломенной шляпки», «Сибириады» и зияла Марианскими впадинами забвения на годы и годы.

Гротескная роль гувернантки в фильме «Женитьба Бальзаминова» потерялась на бриллиантовом фоне легендарной ленты, но сделана безупречно.

Мюзикл «Мама» дал блеснуть актрисе и пластикой, и вокалом в ярком дуэте с Михаилом Боярским. Роль в шедевре Алексея Германа «Двадцать дней без войны» — создание образа настоящей женщины, терпеливой и сострадательной.

В 90-е годы XX века Людмила Гурченко возвращается на подмостки, в Театр сатиры. Но ярче всего ее дар отражен в последних фильмах-ревю.

Людмила Марковна не любила уходить на отдых, когда переставляли свет на съемочной площадке. Она говорила: «Я теряю настроение». Так родилось большинство фотографий. Пиетет к певице и автору песен Земфире дал силы выразительно перепеть ее хит «Хочешь». «Я думаю, она умная женщина. А каждый умный человек одинок и талантлив», — сказала Гурченко об авторе.

Некоторые снимки не предназначены для зрителей старше восемнадцати лет. Но по сравнению с тем, что воспринимают неокрепшие души на улицах и на экранах, древнегреческий царевич Ипполит с кинжалом в груди — просто рождественская открытка.

Белый мех, черные перья, жесткий взгляд, острые скулы, изумрудный и рубиновый атлас — апофеоз женственности встретят вас на выставке. Приходите отдать дань памяти легенде советского кино.