Живёт в Калуге маг

В руках этого человека пламя превращается в голубей, из колоды он может, не глядя, вынуть любую карту, а у вас из-за уха — золотую монету.

Зовут этого волшебника Мануэль Казарян, он уже тридцать два года артист Калужской областной филармонии, лауреат первых премий и гран-при самых престижных в мире конкурсов циркового искусства в Индии, в Европе. Как живет почетный член Академии магов Индии, награждённый медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, что нового готовит для зрителей?

Мы расспросили артиста о том, что совершено, о планах. Причём во всё время разговора он не прекращал упражнений для гибкости кистей рук! 

— Музыкант должен заниматься ежедневно, чтобы сохранить технику. А вы?

— Даже когда веду машину, другой рукой делаю упражнения с монетой. Сейчас — с разниманием резиновых колец. Смотрите! (Мануэль специально показывает трюк медленно, но всё равно момент разделения колец уловить нельзя.) Делать фокус нужно так, чтобы зритель получил ощущение чуда. 

— Какими свойствами характера человек должен обладать с детства, чтобы стать фокусником?

— В первую очередь он должен любить свое дело, «понять» себя. Недавно в филармонии был концерт для младших школьников и учителей, и зал просто ревел от радости. Номер длится семь минут, а сколько его нужно готовить!

— Может быть, у вас особые, гибкие суставы?

— Нет, просто нужно, чтобы голова дружила с сердцем. И если что-то не получается, винить надо только себя. Нужно трудиться. Так учил меня великий человек и артист Михаил Харитонов. Он преподавал во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, помог мне сделать номер, который принес лауреатство на конкурсах в Карловых Варах, Лодзе, Софии в конце 80-х годов. 

— Вы готовите новые номера?

— Постоянно! В этом году долго работал над номером «Бумеранг карт». Нужно выпустить в зал и последовательно поймать 250 карт. Можно пускать карты зрителям, они ловят их, и потом желающие приходят за автографом. Сейчас мы с женой Гаянэ готовим зрелищный трюк с мгновенной сменой костюмов. Сейчас по два раза в месяц езжу в Москву к мастеру, который шьёт эти костюмы.

— Какова градация сложности номеров в вашем деле?

— Очень трудны номера с большим количеством карт. Наша профессия древняя, в древнеегипетском папирусе пишется о человеке по имени Джете. Он жил более трёх тысяч лет назад, придумал фокус с оживлением быка… 

Чтобы творить и достигать вершин, артисту нужна стабильность, уверенность в завтрашнем дне. Сегодня нельзя достичь хороших результатов, если не ездить по миру, не встречаться с коллегами из разных стран. Общаюсь с Владимиром Данилиным, тоже учеником Михаила Харитонова, народным артистом России, двукратным чемпионом мира в иллюзионном жанре. 

Ежегодно в Перми проходит Международный конгресс иллюзионистов, я каждый раз черпаю там много полезного. В нашем искусстве, как в любом важном деле, большую роль играет преемственность. У нас была династия Кио — три поколения артистов. А в Корее есть семьи, например, Ким, занимающиеся фокусами по пятьсот лет! В Индии династии Чандар — шестьсот лет. А у нас — всё с нуля. Отличительной чертой нашего цирка и эстрады раньше была хорошая режиссура. Сейчас это ушло в прошлое. 

— Где вы учились на волшебника?

— В Государственном училище циркового искусства, куда поступил после седьмого класса. Конкурс был больше ста человек на место. Когда служил в ракетных войсках под Ивано-Франковском, выступал на всеармейских конкурсах. 

— Когда в городе появится афиша, приглашающая на ваш сольный концерт?

— Это зависит не от меня. 

— У вас есть благотворительные программы?

— Я занимаюсь этим всю жизнь — безвозмездными выступлениями в детских садах, больницах, домах престарелых во всех районах области. 

— Бывают на концертах опасные моменты?

— Да. Помню правительственный концерт в Ростове, столице Южного федерального округа России. Лев Лещенко не только пел, но и вёл концерт. Я подготовился к номеру с огнём, впрыснул шприцем под перчатки бензина по 200 миллиграммов. Перчатки для безопасности за три часа были пропитаны водой. Специфический номер требует точного расчёта времени, иначе или травма неизбежна, или трюк не получится. Лещенко объявил мой номер, а музыку не включили! Лещенко с юмором призвал звукооператора к порядку, а жена, Гаянэ, помогла мне мгновенно «перезарядить» перчатки. Всё получилось! Очень много случаев, когда непрофессиональные, халатные люди подводят, ведь всё должно быть точно. 

Курьёзный случай произошёл в Сухиничах лет тридцать назад. Я показывал фокус, «вынимал» «золотые» монеты из карманов у зрителей, предлагал им определить, в какой руке у меня монета. Обещал подарить её угадавшему. Одна женщина в азарте ударила меня по руке, монета укатилась, провалилась под пол. Утром приходит участковый милиционер и говорит: «Ваши фокусы нашему клубу дорого обошлись!». Оказывается, ночью подростки залезли в клуб через окно и разобрали пол — золотую монету искали! Этот трюк с золотым дождём монет придумал ещё древнеегипетский фокусник Джете…

Такова жизнь калужского мага. Фокус — это искусный трюк, основанный на обмане зрения, внимания на основе ловкого и быстрого приёма, движений. Раньше фокусников называли престидижитаторами, в переводе с французского — «быстрый палец». 

Не случайно популярный художественный фильм об этом искусстве называется «Престиж»: «Тьмы горьких истин нам дороже нас утешающий обман». Утешающий обман праздничной цирковой иллюзии тем нужнее, чем больше в мире обмана грязного и скаредного. Будем надеяться, что в грядущем сезоне Калужская филармония не раз позовет зрителей в магический мир Мануэля Казаряна.