Калужские лампы Аладдина

Калужский областной краеведческий музей приглашает на выставку, словно прибывшую из сказки Шахерезады.

Медная утварь стран Востока завораживает перевивами узоров и таинственностью предназначения. 

Изделия XIX — начала XX веков, выполненные искусными мастерами, будят фантазию. Лермонтов описывал, как «несут горянки опускать в Арагву звонкие кувшины». И коллекция этих сосудов поражает изяществом, порожденным целесообразностью. Кувшин-кумган «чойнд-жуш» предназначен для кипячения воды, и, чтобы она не переливалась через край, носик впаян в горло вертикально. У кувшинов для мытья рук — удобно откидывающиеся крышечки.

Разнообразные кальяны с ажурными накладками, лужением, чеканкой, резьбой не были в XIX веке чем-то подозрительным. Курили ведь не спайс, а табак с благовониями, дым выдыхали через розовую воду, чтобы не создавать застойного запаха в помещении. И не знали раньше люди о «пассивном курении», а о здоровье некурящих заботились. 

Посуда обильно декорирована мифологическими мотивами. На крышке одного из котлов лунные зайцы то ли «косят трын-траву», то ли толкут волшебное просо.

Курильница с навершием в виде императорской собаки, защитницы от злых духов, отлита и украшена эмалью в Китае.

Эмальерное искусство мастеров Японии представлено вазами с классическими рисунками стиля «цветы и птицы». Их узор — упражнение для ботаника! Сакуру, древовидный пион, шиповник можно узнать сразу, рядом, скорее всего, хризантемы и нивяник (ромашка). 

Техника создания шедевров трудоёмка. На отлитое медное изделие напаиваются тонкие фигурные металлические полоски. Полости заполняли цветными эмалевыми пастами, изделие обжигали, полировали, золотили выступающие края перегородок. Забавно, что это искусство, клуазоне, было основано на западной технологии, завезенной в Китай в раннем Средневековье. А изобретена она была в Византии.

Восток представлен не только металлом. Китайский письменный прибор из дерева, туши, бамбука, волоса, подставки для кистей из мыльного камня-талька — образец вкуса.

Костяные палочки для еды украшены символом долголетия — ветками сосны. Походный прибор для риса показывает умеренность его хозяина — тарелка и соусник крохотные. Японское блюдце с изображением собачки попало в собрание музея из дома гофмейстера императорского двора, калужского предводителя дворянства Николая Булычова. Целая коллекция будд — «коронованный», «призывающий землю», «победитель» — из Таиланда, Китая, Внутренней Монголии призывает к терпению. 

Если вы, уважаемый читатель, не можете посетить страны Востока, приходите прикоснуться к их искусству и истории в дом Шамиля!