Василий Лановой. Офицерский сплав

Вряд ли в шестидесятые годы можно было найти хоть одну советскую девушку, которая не была бы влюблена в Василия Ланового, сыгравшего капитана Грея в «Алых парусах». А заядлые театралы, конечно, любыми путями старались попасть в Вахтанговский театр на «Принцессу Турандот», где он блистал в роли принца Калафа.

В это трудно поверить, но статный красавец с утонченными манерами родился в простой семье украинских крестьян, где у родителей на двоих было всего три класса школы. Хотя он считал, что его мать по сути была настоящей интеллигенткой, женщиной проницательной и тактичной. Василию было всего семь лет, когда началась война. В то лето мать отправила его с сестрами к бабушке под Одессу, не предполагая, что разлука продлится более трех лет. Как только Украина была освобождена, она поехала за детьми. Лановой вспоминает, что, увидев на арбе худую с черным лицом женщину, не узнал в ней свою мать. Причиной была болезнь — в годы войны родители работали на заводе, где разливали ядовитую жидкость для танков, и как результат — инвалидность.

Как-то гуляя с другом по Москве, Василий натолкнулся на объявление о приеме в драматическую студию при заводе имени Лихачева. Попал на курс знаменитого Сергея Штейна, воспитавшего таких мастеров, как Т. Шмыга, В. Васильева, В. Носик. Предстояло преодолеть главный недостаток — украинский акцент. В первом спектакле по рассказу Л. Кассиля «Дорогие мои мальчишки», играя пионера, налепил массу промашек. Рапортовал председателю дружины: «Был в госпитале. Провел чтение книги Маркова Твенова…». Его поправили, но он еще больше запутался.

Какое-то время даже стал подумывать о смене профессии. Мечтал о летной школе и даже подал документы. Но Штейн их забрал. И вот настал первый звездный час — его, восемнадцатилетнего, пригласили в картину «Аттестат зрелости» на роль высокомерного себялюбца Валентина Листовского. И только фильм вышел в прокат, Лановой становится кумиром всех старшеклассниц Советского Союза. Окрыленный успехом, подает документы в Щукинское театральное училище. Из ста пятидесяти претендентов приняли только двоих, в том числе и Василия Ланового.

Еще будучи студентом, он получил приглашение на съемки «Павла Корчагина». Поначалу предполагалось пробовать на главную роль Г. Юматова, но потом режиссеры А. Алов и В. Наумов единодушно решили: он слишком простоват для образа. Позже Алов вспоминал, что Лановой слишком рьяно взялся за роль, решив, что всё в картине должно быть натуральным. И в проливной дождь, и в мороз, когда металл примерзал к пальцам, Павка строил узкоколейку. Отказался даже от перчаток, несмотря на то что ладони были стерты в кровь. Знали режиссеры и то, что в один день актер вышел на съемочную площадку с температурой за сорок. Картина вышла на экран, но критиками она была принята неоднозначно — кто-то счел, что Павел Корчагин слишком одержим идеей. И все же большинство изданий захлебнулись восторгом. Однако героическая роль чуть не стоила Лановому отчисления из Щукинского — студентам сниматься строго запрещалось. Был написан приказ, но педагоги отстояли молодого актера.

Так сложилась судьба, что он, закончив учебу, получает направление в знаменитый Вахтанговский театр, которому не изменил по сей день. Но поначалу Рубен Симонов присматривался к молодому актеру, давая ему только маленькие роли. 

Пройдет совсем немного времени, и зрители увидят Ланового в «Конармии», в спектакле «Антоний и Клеопатра», в «Марии Тюдор». И все это время кино его также не отпускало. Порой предлагались и не больно грандиозные роли, но даже крошечные становились любимыми. Один только «Полосатый рейс» чего стоит, а ведь там была произнесена всего одна фраза: «Красиво плывет та группа в полосатых купальниках!».

В 1971 году начались съемки «Офицеров». Роль Ивана Варавы небольшая. А вот на премьеру фильма актер не пришел — внезапная гибель в автомобильной катастрофе жены Тамары Зябловой надолго перевернула его жизнь. Невозможно поверить в то, что писаный красавец, от которого женщины сходили с ума, был весьма сдержанным человеком и слово «ловелас» ему совсем не подходит.

Первый брак (еще в студенческие годы) с Татьяной Самойловой распался. Заметим, что не он, а она ушла от мужа, не желая терпеть его постоянные гастрольные и съемочные разъезды. Он очень переживал разрыв. Играя влюбленного Вронского в «Анне Карениной», он должен был проглотить обиду на предавшую его жену. Повезло ему с супругой, как в сказке, с третьего раза. Союз с замечательной актрисой Ириной Купченко длится долгие годы.

Двое сыновей, Александр и Сергей, были названы в честь знаменитых русских поэтов. Гибель Сергея, когда ему было всего тридцать семь, потрясла родителей. Ирина в тот день не смогла выйти на сцену, а Василий Семенович, «закаленный, как сталь», нашел в себе силы. Всем, кто с ним близко знаком, известно, что он из тех мужчин, которые не жалуются, а носят боль в себе.

Столько блестяще сыгранных ролей в кино: «Дни Турбиных», «Петровка, 38», «Семнадцать мгновений весны», «Война и мир», где его безнравственный гуляка Анатоль Курагин — полная противоположность созданным им героическим образам. Даже в годы застоя в кино Лановой не оставался без дела, преподавая в Щукинском. Нашла актера и еще одна великая миссия — его пригласили работать в ассоциацию Мегапир при Министерстве обороны.

Фонд поддержки ветеранов и офицеров ведет огромную работу, разъезжая по всей стране. Приезжал Василий Лановой и к нам в Калугу по приглашению бывшего председателя Законодательного собрания, члена ассоциации Павла Каменского. Те школы, в которых ему довелось побывать, запомнили встречу с актером, сумевшим за долгие годы службы искусству воплотить на экране целую плеяду замечательных людей, среди которых самым ярким остается образ истинного русского офицера.