Вселенная керамики

Калужский дом мастеров продолжает знакомить всех желающих с корнями народной культуры.

Дипломант международных и межрегиональных фестивалей, участник международных научных конгрессов, автор книг по традиционному прикладному искусству Вадим Востриков представил персональную выставку малой глиняной пластики.

Мастер хлудневской игрушки, учившийся у мастеров, получивших свое умение от дедов, рассказал нам о том, как разнообразен и непрост «подкожный» материал — глина.

Что это за сверкающий, словно облитый золотом коник?

Оказывается, в глину Вадим Борисович добавил слюдяной песок, накопанный собственноручно в пойме Оки, около Центрального парка Калуги. Важно охранять это месторождение, а отнюдь не застраивать, будто места мало в области!

Мастер показал редкие образцы хлудневской игрушки, ее максимальное разнообразие. Молодки с детишками на руках, спешащие с ярмарки с покупками поселянки, барыни, древо жизни, сказочные звери — свистульки, поющий свисток-корова — целую вселенную образов создали умельцы с незапамятных времен. 

Оказывается, в зависимости от химического состава глина бывает разных цветов: белой, черной, желтой, розовой, голубой, красной. Только это уже дает возможность воплотить всевозможные творческие замыслы.

Глину раньше использовали как краску, ведь она дешева и не выцветает, экологически чистая. Желтоватые охристые особняки красились смесью глины и извести, розовые церкви — смесью мела и перетертого кирпича — обожженной глины.

Художник-живописец и дизайнер по образованию, Вадим Востриков использовал все возможности архаичного материала.

— Еще на стоянках первобытных людей ученые находят сосуды из обожженной глины. Величина отпечатков рук привела их к гипотезе, что первыми гончарами были женщины…

— Возможно, ведь мужчины были заняты охотой, а женщины — устройством быта. Хотя по отпечаткам пальцев пол не определишь!

— Правда ли, что в неглазурованном кувшине молоко долго не скисает, а вода сохраняется прохладной даже в жару?

— Да, и даже в глазурованных. Ведь в глине есть поры, она «дышит», через них испаряется влага, а чтобы содержимое не просачивалось наружу, сосуды обрабатывали воском, дымом…

— Глина и лес, пожалуй, единственные природные богатства нашего края. Вот где простор и для экологического производства, и для импортозамещения!

— Даже если вернуться к объемам производства Калужского края XIX века, то это — огромная индустрия: и посуда (фаянс, фарфор), и изразцы, и кирпичи (в том числе фигурные), и дренажные трубы, и керамические изоляторы, и сантехника, краска (ангоб). Широчайший спектр использования!

— Кроме того, глина — прекрасный материал для самовыражения…

— Да, ее пластичность позволяет воплотить любую фантазию. Кроме того, лепка чрезвычайно полезна для детей, она развивает мелкую моторику рук, а та, в свою очередь, формирует логическое мышление.

Вадим Востриков изучает не только русскую керамику. Копирование артефактов культуры майя, древнегреческой керамики по образцам, представленным в музеях, дает особый опыт постижения прошлого человечества. Занимается мастер и авангардом, и ироническими портретами современников («Рок-музыканты» с развевающимся «хайром» позабавят гостей выставки).

Священное Писание утверждает, что сам человек сделан Богом из глины. Имя Адам так и переводится — «красная глина». И материал, и способы его обработки — вещественная история человечества. Приходите в Дом мастеров на свидание с вечным спутником людей!