Серебро модерна

Два художественных музея, калужский и тульский, представили экспозицию эпохи модерна.

В ней нашли место как работы известных художников (Михаила Врубеля, Ильи Репина), так и ушедших в тень полузабвения (Дмитрия Щербиновского, Дмитрия Стеллецкого).

Куратор выставки, художник и искусствовед Владимир Обухов, снабдил ее исчерпывающими экспликациями, подняв пласты мемуарной литературы, архивных данных. Благодаря этому творцы выступают перед зрителями как живые.

Дмитрий Щербиновский, изобразивший себя на автопортрете в образе Мефистофеля, был любимым учеником Репина. Ему прочил великое будущее Илья Грабарь; братья Коровины, Виктор Борисов-Мусатов поклонялись живописцу «как идолу». Блестящий оратор, он буквально гипнотизировал студенческую аудиторию во время выступления против казенных порядков. А кто его помнит сейчас? Посетители выставки сами смогут судить о мере одаренности автора. Обрамленная в бронзу работа «Женщина в кресле (в монастыре)» будто иллюстрация к рассказу Чехова о гостящей в обители капризной дамочке-«благотворительнице».

Декоративные панно Василия Денисова принадлежат к модерну и формой, и содержанием. Профессиональный музыкант, он, по его словам, «трижды пытался поступить в оркестр Большого театра — и трижды провалился на конкурсе». «Неудача потрясла меня настолько, — пишет автор далее, — что я заболел нервным расстройством. Вот тогда, чтобы как-нибудь рассеять свое гнетущее состояние, я пошел на Сухаревку, купил там за три рубля ящик с красками, начал по утрам ходить в Петровский парк писать свои первые этюды. До этого времени я никогда не брал кисти в руки, хотя живопись очень любил. Наступила зима, стояли морозы. Писать было холодно, зябли руки. Однако писал я с увлечением, чувствуя, что передо мной открывается что-то новое и дотоле неведомое». Эти этюды заинтересовали Коровина, и тот пригласил музыканта заниматься в свою мастерскую. Полотна любителя стали появляться на выставках, он нашел заказчиков среди образованного купечества. Успех погубил художника: «стал делать трехметровые панно голубой пуантели, изображающие толстых змиев, бесплатных девиц с огромными глазами», — писала современница Наталья Симонович-Ефимова. 

Деревянные скульптуры калужанки Екатерины Кирпичниковой, созданные ею в Париже, автор подарила Калужскому художественному музею сразу после его возникновения. Стиль зрелого русского модерна, явленный в них, созвучен и живописи Михаила Врубеля, и поэзии Александра Блока. Точнее всего идеи модерна воплощены в полиптихе Дмитрия Стеллецкого. «Утро», «День», «Вечер», «Ночь» — и эпиграф выставки, и манифест стиля. Поразительные художественные достоинства работ и объединяют иконописные византийские истоки модерна, и предвосхищают экспрессионизм, даже кубизм. Композиция, повествующая о юноше, — «Утром с луком», — солнцем и его жгучими стрелами объединила и средневековый эпос, и костюм раннего Возрождения, и кубизм, и русский лубок! Но получился не винегрет, а цельный, ясно читаемый образ. 

Куратор выставки справедливо отмечает, что «в самом неоднородном в истории искусства стиле — модерне — парадоксально сочетаются и буржуазность, и антибуржуазность, тяготение к полнейшей салонности и художественные, духовные взлеты, бытовизм и бытийность». Все это вы увидите в пестрой, занимательной экспозиции, уважаемый ценитель искусства. Только что наплыв любителей модерна чуть не сровнял с землей московскую выставку Валентина Серова. Приходите увидеть модерн из местных собраний!