Ирина Метлицкая. У королевы грустные глаза

Про эту актрису Олег Табаков, впервые увидев ее на сцене, сказал так: «Она появилась и ушла, а у меня осталось впечатление, что я атом солнца проглотил».

Талантливых актрис у нас немало. Но Ирина Метлицкая была НЕПОХОЖЕЙ. К сожалению, я видела всего одну ее театральную работу, но помню, что, увидев ее снова в фильме «Роман «alla russa», осталась сидеть в зрительном зале, потому что просто была не в состоянии вернуться к реальности. 

Она родилась в портовом Северодвинске. Отца не помнит, а мама была самой обыкновенной, невзрачной и, судя по всему, не очень счастливой женщиной. Зато дочь с начальных классов проявляла недюжинные способности к точным наукам, а потому продолжила учиться в математической спецшколе. 

Возможно, она стала бы второй Софьей Ковалевской, если бы не случай, когда в класс заглянул кинорежиссер И. Добролюбов, подыскивавший нужный типаж для фильма «Расписание на послезавтра». Сразу бросилась в глаза высокая девочка с очень грустными глазами. Так Ира попала в кино, решив для себя бесповоротно: она должна сделать себя сама — благополучную, красивую и закрытую. И научилась соответствовать, выработав королевскую осанку и холодный надменный взгляд.

В 1978 году она без труда поступает на физмат Минского университета. Но первый актерский опыт уже здорово отвлекал ее от интегралов и формул. И она, наивная, но упрямая, забрав документы, отправляется в Москву и легко поступает в Щукинское училище. Самая красивая девочка на курсе, к тому же круглая отличница. Ее приметили, и уже на четвертом курсе она получает приглашение в знаменитый «Современник».

В театральной среде идет война за роли не только среди актеров. Расталкивают друг друга локтями, переманивая к себе самых талантливых, и режиссеры. Харизматичный Роман Виктюк зазывает в свою «Луну» необыкновенную актрису. Москву взорвал его спектакль «Мадам Баттерфляй». С величайшим трудом раздобыла билеты и поехала посмотреть на новую звезду, поняв позже, что это заезженное определение совсем не для нее.

Она играла в паре с уже известным С. Маковецким, но зал смотрел не на него, а на новенькую, которая вытворяла на сцене немыслимое. Болтаясь на перекладине вниз головой, рассыпав свои шикарные волосы по полу, она произносила длинный шокирующий монолог с какой-то хулиганской легкостью и дерзостью. Огромное число влюбленных глаз следило за ней неотрывно.

Следующим триумфом Метлицкой была главная роль в «Лолите» по роману В. Набокова. Мало кто знал, что юную, ломкую и очень противную девчонку (девочку смерть) играла актриса, которая к тому времени уже была матерью двоих сыновей. Она изображала куклу, как того хотел режиссер, но в то же время давала почувствовать зрителю, что ее героиня куклой не была. Театр навязывал ей роли прекрасных и коварных соблазнительниц. Ей же хотелось более широкого диапазона. Именно экран открыл ее, как идеал женственности.

В картине А. Бренча «Роман «alla russa» она сыграла актрису. Не совсем удачливая Анна Захарова, получив от режиссера нелестную оценку, отправляется в Италию поправить настроение, где знакомится с молодым художником, который влюбляется в нее с первого взгляда. Отпуск закончен, но итальянец зовет ее к себе, предлагая руку и сердце. Она возвращается в Италию, и на корабле встречает настоящую любовь. Объяснение с женихом и честное признание заканчивается автомобильной аварией и серьезной травмой художника. Он слепнет — Анна считает себя виновной и лишает себя личного счастья из сострадания к изувеченному человеку. 

Девяностые годы для кинематографа были не самыми лучшими, но Метлицкой удавалось удержаться от пошлости и ширпотреба. Видные мастера кино видели в ней героинь Чехова, Тургенева, Бунина. Кто-то сказал про нее: «Уходящая натура». 

Ее считали самой красивой, но самой загадочной и таинственной актрисой постсоветского времени. «Черная вуаль», «Любовь, предвестие печали», «Сотворение Адама», «Раскол», «Экспресс №5» — вот всего несколько фильмов, где блистала Метлицкая. Ее обожали коллеги, режиссеры немного побаивались, а мужчины просто боготворили. Мне кажется, если бы она жила во времена Боттичелли, то художник именно с нее рисовал Венеру.

Актер Сергей Газаров впервые увидел ее с балкона гостиницы, где намечались съемки нового фильма. И сразу точно получил удар в солнечное сплетение: по улице шла не девушка — королева, но с глазами, полными трагизма. Они стали мужем и женой. Четырнадцать лет безумной любви. Что это было, как не веление свыше, если раньше Ирина с вежливой холодностью пресекала многочисленные ухаживания? Да и смельчаков попасть под душ ее холодных глаз было немного. 

Это была, наверное, самая счастливая пара в ряду прочих актерских, где частенько все быстро рассыпалось. Но судьба, так щедро одарившая актрису, уже готовилась нанести удар. 

Когда переполненный зал Московского кинофестиваля любовался божественной ведущей, никому и в голову не могло прийти, что Ирина Метлицкая уже смертельно больна. Лейкоз (рак крови), и сделать было ничего нельзя, хоть муж искал в Европе лучших онкологов. Было сделано две операции. Не помогло. И вместо ученых-медиков в конце концов появилась некая знахарка, которая и ускорила конец.

Тот июньский день запомнился проливным дождем. Природа словно оплакивала непоправимую ошибку: то заходилась в рыданиях потоками ливня, то, тихо всхлипнув отдаленным громом, моросила нудным, безутешным дождем. Ирине Метлицкой было всего тридцать восемь лет. Она, чувственная и прозрачная, могла бы сыграть любые тончайшие движения женской души. Она могла бы стать лучшей Анной Карениной — Сергей Соловьев, задумав ленту, видел только ее в главной роли. Но этого не случилось. И теперь уже никогда не случится…