Выбивать долги запретят?

В новостях то и дело звучат страшные рассказы о коллекторском беспределе: в Ростовской области человек, уполномоченный взимать долг с воспитательницы детского сада, заявил, что заложил бомбу в тот самый детский сад.

 

В Ульяновске коллектор и вовсе подсунул коктейль Молотова в детскую кроватку с маленьким ребенком… 

Многочисленные проверки, а их с 2013 года по всей стране прокуратура провела более 21 тысячи, показывают, что в абсолютном большинстве случаев коллекторы пользуются незаконными методами воздействия, преследуемые ими должники подают в суд, но ничего не добиваются: закона о регулировании их деятельности просто нет.

И вот 1 февраля 2016 года в Совете Федерации, наконец, заговорили о решении проблемы. Много было приведено фактов того, что закон пора обсуждать и принимать. Но и немало фактов стояло на стороне коллекторских способов досудебного урегулирования. По данным ЦБ, банки до сегодняшнего момента кредитовали население более чем на десять с половиной триллионов рублей. Просроченные кредиты исчисляются миллиардами — их чуть меньше 900. Долги столь большие и заброшенные кредиторами, что их продают специальным конторам, дошли до 200 миллиардов. 

Мы попытались связаться с банками, чтобы спросить, в каких случаях в нашем в общем-то спокойном регионе долг может быть «продан» банком третьим лицам. Но те на вопросы отвечают нехотно, на неофициальные письма не реагируют вообще, официальные бланки рассматривают долго. Говорят, что ни с какими коллекторскими агентствами почти не работают и вообще зачем нужна эта тема, неужели она кому-то интересна. На момент верстки номера ответов на вопросы от калужских отделений банков мы так и не дождались, зато получили признания людей, которые подвергались преследованию.

Анна Дудина-Садовская:

— Кредит был не мой, но человек дал контактным телефоном мой домашний. Там коллекторы выкупили кредит у ВТБ24 и хотели пообщаться. Причем звонили очень настойчиво, хотя я им сказала, что человек здесь больше не живет, спрашивала, как подать в розыск, и говорила, что им будет, если они не перестанут звонить. На десятый раз не поверили, на одиннадцатый поверили. Но там человек действительно задолжал полмиллиона. 

Сергей Кушлянский:

— Мне тоже звонили, и не раз. Искали разных людей, указавших мой домашний телефон. Так что никто не застрахован. А на рабочий телефон звонил робот голосом Володарского. Первый раз даже заслушался!

Наталья Соловьёва:

— У меня был случай, когда мне звонили с московских телефонов, каждый раз с разных, спрашивали Наталью Викторовну (а я не Викторовна, фамилии у нас с ней тоже не совпадали), спрашивали, не знаю ли, где она, не знаю ли я ее. Я терпеливо объясняла, что я ее не знаю, не слышала и понятия не имею, где ее искать, этот номер телефона у меня уже три года. Сначала они звонили раз в день, потом начали звонить в 5 — 6 утра, в полночь. Тиранили меня недолго, с неделю. Потом я написала в этот банк электронное письмо, что обращусь в полицию, и всё, они меня забыли.

Елена Кирменская:

— Меня также доставали по чужому долгу на мобильный. Какую-то Эльмиру Билярдовну звали, никак не могли поверить, что этот номер был у меня сто лет уже, его до меня никому не давали, и я вообще в другом городе живу и ее не знаю… Звонили безумно долго, несколько месяцев, разные люди, довели настолько, что я их посылала матом уже сразу при начале разговора… 

Они говорили, для того чтобы отключить их звонки, я должна приехать лично в офис их банка и написать заявление, я объясняла, что мне некогда и вообще я не виновата, пусть приезжают сами и смотрят, живет ли тут эта «Бильярдовна»… В общем, однажды я сразу после их представления в начале звонка послала матом и попала на очень грамотную, терпеливую и мудрую женщину. Она так со мной корректно поговорила, решила вопросы с заочным написанием заявления, просто каким-то образом исключила сама меня из их списка должников… А, надо заметить, долг был то ли сорок, то ли четыреста рублей. Я им сказала, что они проговорили уже больше денег, чем получили бы назад…

Андрей Волохов:

— Вот прямо сейчас происходит следующее — у нас на работе есть сотрудница с какой-то задолженностью. В половине пятого сегодня, когда она ушла с работы, звонят то ли коллекторы, то ли служба безопасности банка и требуют её к телефону. Им отвечают, что она уже ушла домой, и предлагают звонить на личный телефон. Тогда коллекторы говорят: «Ну, тогда пеняйте на себя», и включают систему психической телефонной атаки на телефонный номер учреждения! Идут звонки каждые 30 секунд, 10 секунд молчания в трубке, отбой и снова звонок! И это на дежурный телефон учреждения для инвалидов с ночным пребыванием! И куда жаловаться — ума не приложу. Так что вот вам новые методики.

Законопроект, который будет регламентировать деятельность коллекторских организаций, должен иметь следующие пункты:

— коллекторской деятельностью должно заниматься только юридическое лицо;

— уставный капитал юрлица не должен быть меньше 30 миллионов рублей, что поставит заслон от недобросовестных компаний, не имеющих в том числе квалифицированных работников. Кроме того, у фирмы всегда должны быть деньги, которые можно было бы взыскать с нее в случае проигранной судебной тяжбы с должником;

— персональные данные, передаваемые коллекторам, должны быть защищены;

— коллекторы должны быть застрахованы;

— все коллекторские агентства должны работать по уже существующим стандартам в рамках правового поля.

К слову, Валентина Матвиенко, которая в разработке законопроекта принимала активное участие, предположила, что можно найти выход, который позволит вообще отказаться от услуг коллекторских агентств.

Законопроект, каким бы продуманным он ни был, может, и уберет с рынка готовых на все откровенных уголовников, предоставив решать финансовые вопросы банка компетентным и соблюдающим законодательство людям, но не решит главной проблемы. Ведь долги не отдаются по причине низких зарплат, задержки выплат и общего кризисного состояния экономики, а не от недоброго характера заемщиков. И станет ли меньше долг населения перед банками после законодательного урегулирования действий коллекторов — большой вопрос.