Осторожно, «чайники»: каково быть на месте инструктора по вождению

Полтора года назад я решила влиться в стройные ряды автомобилистов. После прохождения водительских курсов сделала для себя вывод о том, что профессия автоинструктора, что называется, на любителя. Весь день трястись в машине, по десять раз талдычить ученику про одно и то же, жать на тормоза, спасая от колес авто с буквой «У» прохожих и чужие машины… 

Спустя год я решила проверить свои первые впечатления, посмотрев на эту работу «изнутри». И хорошо, что моим гидом по этой профессии оказалась инструктор по вождению Калужской объединенной технической школы ДОСААФ Екатерина Павлюкова — между прочим, обладательница титула «Королева за рулем-2016».

Сама «автоледи» родом из Брянска. Профессиональным инструктором по вождению стала случайно — по ее словам. Окончила педагогический вуз, где училась на преподавателя ОБЖ. Тогда же получила водительскую «корочку». По окончании университета пришла работать в автошколу.

В Калуге Екатерина сначала вела теоретический курс вождения, учила курсантов правилам дорожного движения. Через семь лет перешла от теории к практике — стала мастером производственного обучения (так называется эта должность в номенклатуре автошколы). 

Я села в учебную машину сначала на заднее сиденье и прокатилась с учеником Андреем и его инструктором по центру Калуги. Поскольку Андрей — почти готовый водитель (до экзамена в автошколе рукой подать), ехать с ним было относительно спокойно, и можно было позадавать Екатерине вопросы, пока мы стояли под красным светом светофора.

— Правду ли говорят, что инструктор по вождению — работа не для слабонервных?

Екатерина энергично кивнула.

— Вы как инструктор чего больше боитесь?

— Больше всего боюсь даже не за своих учеников, а за других водителей на дороге. Культура поведения за рулем у нас оставляет желать лучшего. Вместо того чтобы помочь начинающим, они ведут себя нетерпеливо: сигналят, подрезают. Очень быстро забывают, как сами были в такой же ситуации.

«Дедовщина» на дороге, по словам Екатерины Васильевны, затрудняет обучение и создает дополнительную нервозность у учеников. 

Некоторые «водители со стажем» еще и возмущаются, что их не пропускает учебная машина: «Вы же видите, что я поворачиваю!». Что остается делать инструктору? В таких случаях она достает брошюрку с ПДД и показывает через стекло: «Учите правила».

Позже, когда ее ученик покинул машину, Екатерина рассказала и о том, чего еще приходится постоянно опасаться инструктору. Курсанты, особенно на первых уроках по практическому вождению, бывают, мягко говоря, неадекватны. От страха и волнения они забывают правила, которые учили на «теории», не видят дороги и знаков. Многие, как в анекдоте, путают педали газа и тормоза, включая левый поворотник, поворачивают направо и наоборот…

В этой ситуации, по словам Екатерины, очень греет душу наличие под инструкторским сиденьем спасительной педали тормоза. А еще можно подкрутить руль в нужную сторону или удержать его, когда ученик в панике бросает «баранку» — и такое тоже бывает.

Инструктор находится в постоянном напряжении, так как никогда не знаешь, что в следующую минуту выкинет обучаемый. Чуть зазеваешься — и налицо аварийная ситуация, созданная учебной машиной. Случаются и столкновения. За это начальство по головке не погладит, так как повреждение автомобиля автоматически выбивает из расписания восемь учеников, за которыми он закреплен. 

Хуже всего, если ДТП с учебным авто случится на экзаменах. Те из курсантов, кто не успел сдать вождение до происшествия, вероятнее всего, будут сдавать его на другой машине, что уменьшает их шансы на успех. Естественно, инструктор переживает из-за них, ведь под угрозу могут быть поставлены и его почти трехмесячные усилия. А сколько нервов потрачено зря!

Под угрозой окажется и премия, которую может получить мастер производственного обучения, за хороший процент сдавших экзамен с первого раза. 

Что касается заработков инструкторов, они хотя и не очень большие, но на жизнь хватает. Правда, улыбается Екатерина Васильевна, иногда приходится подрабатывать.

Вновь возвращаясь к волнующей теме экзаменов, добавим, что два дня, когда сдается экзамен на полигоне и в городе, — поистине большое испытание для преподавателей, которое они все переживают с трудом. Представьте себе волнение учителя, чьи дети сдают ЕГЭ, только это повторяется в среднем 4 — 5 раз в году. 

 «Хорошего мало!» — скажете вы и будете правы. Но и здесь есть свои привлекательные стороны, которые находят для себя люди, выбравшие инструкторское дело своей профессией.

Екатерина Павлюкова считает свою работу интересной. К тому же это неплохой вариант приложения своим педагогическим способностям и возможность ПОСТОЯННО общаться с людьми!

Меня больше всего поразило в моей собеседнице, как она умудрялась по ходу движения просто, доходчиво и быстро пояснять ученику основные приемы вождения, при этом не нервничая (по крайней мере, внешне). А еще у нее как-то убедительно и очень наглядно выходило, что ПДД — вовсе не отвлеченные правила, а очень даже конкретные и прямехонько вытекающие из того, что происходит на дороге. Подумалось: женщина-инструктор — это то самое, что нужно «чайникам» с правополушарным мышлением.

По окончании практического урока мне доверили посидеть на инструкторском месте — и только — на большее, без удостоверения инструктора рассчитывать не приходилось. Да, честно говоря, не очень и хотелось. В роли «ученика», на водительском месте, в присутствии инструктора было как-то спокойнее — туда я и перебралась, воспользовавшись подвернувшейся возможностью вспомнить навыки «параллельной парковки» и «змейки».