Огонь всё спишет?

В Калуге периодически горят старые дома. Страницы информационных СМИ пестрят сообщениями о пожарах в расселенных домах. Среди калужан ходят устойчивые слухи о том, что их поджигают специально, якобы для уменьшения затрат на снос и для того чтобы побыстрее освободить площадь под будущее строительство. А как на самом деле?

Недавно в редакцию позвонила явно испуганная жительница одного из домов по переулку Луначарского — из тех, кто судится с городской управой и не желает переселяться из аварийного дома в предложенное жилье, — и сообщила о своих страхах. По ее словам, поджоги в соседних расселенных зданиях устраивают с подачи будущих застройщиков … для устрашения тех, кто еще не выехал.

Как известно, слухи рождаются там, где либо мало информации, либо она недостоверна. Мы решили выяснить, как продвигается следствие по делу о пожарах на Луначарского и Знаменской. В этом районе плотность возгораний в последнее время была наибольшей — в двух домах пожарные тушили пожары четыре раза за месяц. 

По данным пресс-службы областного управления МЧС, материалы по этим случаям сейчас находятся в отделе дознания, не исключена версия поджогов. 

Но какова вероятность, что будут найдены виновные, которые, говоря языком криминальных сериалов, прольют свет на истинные причины пожаров в бесхозных домах? Как нам пояснили специалисты, расследование таких дел идет очень непросто. Чтобы доказать версию поджога, нужно найти на месте следы легковоспламеняющихся жидкостей, не связанные между собой очаги возгорания и выяснить, кто с кем конфликтовал и кому это выгодно. Как правило, пожары в старых домах происходят ночью, естественно, в отсутствие свидетелей.

В пресс-службе областной полиции нам сказали, что законченных дел о поджогах в Калуге единицы. В прошлом году было шесть случаев пожаров, и ни одно дело не было раскрыто. 

Не доказано ни одного случая поджога старых домов с целью расчистить место под будущий жилой дом или магазин. А поскольку они на местах пожаров все-таки впоследствии вырастали, молва продолжает связывать эти факты между собой.

Но даже если связи между ними и нет и пожары возникли по причине банальной халатности куривших и распивавших в них напитки бомжей или неисправной проводки — виновник всегда есть. Что касается расселенных аварийных домов, возникает вопрос: почему многие из них ждут своего бульдозера по году и более, привлекая к себе нездоровый интерес любителей пиротехники и бродяжничества?

Как нельзя лучшим примером в этом смысле может быть дом на улице Баумана, 43, трижды (!) горевший с того момента, как его расселили. 

Дома № 3,4,6,8 по переулку Луначарского и № 7а, 9,13,15,17 на улице Знаменской должны были быть снесены еще в конце прошлого года. С чем связана задержка в исполнении этого решения городских властей? Мы обратились в горуправу за разъяснениями.

По словам председателя комитета по жилищной политике горуправы Татьяны Лаврешкиной, только пять из девяти домов расселены полностью, по остальным еще идут судебные разбирательства с владельцами помещений. 

Почему не сносят пять полностью расселенных домов? На этот вопрос ответил начальник управления капитального строительства Александр Грин:

— Снос домов, признанных аварийными, производится организациями, выигравшими тендер на эти цели. Пока что дума не утвердила смету на снос зданий на Луначарского и Знаменской.

По словам Александра Ауреловича, недавно городские депутаты дали добро на выделение средств для сноса нескольких бараков на улице Карьерной, которые по плану должны были сровнять с землей еще в конце позапрошлого года. 

Чтобы снести только один барак, требуется 600 тысяч рублей. Несмотря на то что цены на этот вид работ в последнее время упали, желающих поучаствовать в тендере достаточно. Таким образом, задержка происходит по вине города, а не частных компаний. 

Что касается застройщиков, то они, как бы ни хотели, не могут повлиять на темпы сноса старых домов — неважно, горели они или нет. 

К сожалению, если снос «авариек» будет продолжаться такими же темпами, то поджогов либо пожаров «по неосторожности» вряд ли станет меньше. Помимо того, что на борьбу с огнем тратятся немалые средства и силы, они создают реальную угрозу для соседних домов.

Кроме того, закопченные, зияющие дырами вместо окон безжизненные дома уродуют областной центр и привлекают асоциальные личности. За границей от таких домов избавляются очень быстро, так как берегут репутацию родного города и следят за его обликом. 

А что у нас? Как нам сказали в пресс-службе областного УМВД, горевшие аварийные дома на Знаменской и Луначарского взяты на контроль и включены в маршрут патрулирования. Вот так наши полицейские борются с поджогами и случайными возгораниями. То есть, как обычно, малыми средствами мы пытаемся справиться с большим огнем. Устраняем не причину, а следствие.