Александр Пороховщиков. Русский Брандо

Биографии российских кинозвезд во многом стереотипны: в школе — отличники, в театральных вузах — нарасхват у режиссеров, а потом премии, слава, красные дорожки. Народный артист России Александр Пороховщиков — из другого теста.

Дворянин по крови, его родословные ветви простираются от Парижа и Лондона до Индонезии. Дед Александр Александрович был изобретателем первого в мире танка, но был репрессирован и расстрелян. Мать училась в ГИТИСе, отчим — архитектор. Следовало бы мальчика Шуру видеть либо за скрипкой, либо за ворохом книг. Но он свое детство посвятил дворам и постоянным дракам. Тем не менее этот отрезок жизни он считал самым счастливым.

Учился мальчик хуже некуда. Но, скорее всего, вереница двоек в дневнике происходила не из-за тупости, а просто из нежелания занимать свое время тем, что ему было не по вкусу. К чему только мать не пыталась его приобщить, но ни музыка, ни спорт (хотя он делал серьезные успехи в боксе) не могли ему заменить страсть к шатанию по улице. Единственным серьезным увлечением была органическая химия. Поступил в медицинский. Но, проучившись три года, бросил.

Мать сделала последнюю отчаянную попытку и, благодаря кругу знакомств, устроила его на работу в Вахтанговский театр реквизитором. С этого момента он начал потихоньку приобщаться к искусству и даже поступил на актерский факультет Щукинского училища. Думаете, там Пороховщиков стал тщательнее готовиться к занятиям? Нисколько — двойки и прогулы следовали за ним неотступно.

Уже первые его работы в студенческих постановках показали — рождается острохарактерный комедийный актер. Его склонность к юмору уже проявилась в медвузе, когда он на дежурствах в больнице развлекал пациентов так, что все в палате буквально задыхались от смеха. Польза от этих практик была еще и в том, что он впитал в себя массу любопытных наблюдений за пожилыми людьми: как они ходят, как превозмогают боль и страх перед близким исходом. Теперь он знал, как сыграть старость.

Приглашение его в Театр сатиры можно было бы считать безусловным везением. Там он и сыграл свою звездную роль в «Доходном месте» в паре с А. Мироновым и А. Папановым. Режиссером был М. Захаров. Роль Белогубова стала легендой театральной Москвы. На сцене была показана история молчаливых мужчин в одинаковых костюмах — чиновников. Несмотря на оттепель, работу молодого режиссера посчитали издевкой над сильными мира сего. Спектакль закрыли. Не повезло и с театральной постановкой «Обыкновенного чуда», где Пороховщиков играл министра-администратора и сам придумал комичное о бабочке, которая крылышками «бяк, бяк, бяк». И этот спектакль сочли «несвоевременным». Александр уходит из театра и остается без работы. Что в таком случае делает талантливый человек? Естественно, начинает пить. Спас кинематограф. Перечень его работ в кино огромен: «Гори, гори, моя звезда», «С любимыми не расставайтесь», «Звезда пленительного счастья», «Ринг», «Свой среди чужих…», «Следствие ведут знатоки». Жаль, что необычная аристократическая внешность актера привлекала режиссеров исключительно для воплощения образа «человека из вражеского стана».

Секс-символ страны, эдакий русский Брандо долгое время ходил в холостяках. Женщин, в него влюбленных, бросающихся с букетами под колеса его автомобиля, было не счесть. Но он, одаривая каждую однодневным вниманием, продолжал упорно искать ту единственную, которая была бы похожа на обожаемую им мать. Он даже придумал своеобразный тест, спрашивая, как бы она поступила, если бы «за ним пришли». Неизменно каждая милашка в ужасе кричала: «А что ты натворил?!». И только одна ответила: «Я бы подавала тебе патроны». Она и стала его женой.

Сорокалетний Пороховщиков, работая какое-то время в театре имени А. Пушкина, увидел четырнадцатилетнюю девочку-костюмёра Иру Жукову и долгое время смотрел на нее как на смешного птенчика. А вот та влюбилась всерьез и была уверена, что ее чувство сможет совершить чудо. Их роман длился долго и был тайной для всех. А когда стала известна «порочная связь», разразился скандал. Ира была вызвана в партком, и спасли ее Вера Алентова и Александр Збруев.

А что же жених? Даже после того как они стали жить вместе, красавец-актер позволял себе безобразные выходки. Так, загуляв в ресторане с друзьями, он звонил Ирине, чтобы та забрала его домой. Когда же она неслась через всю Москву за любимым, его там уже не было, и она кружила в такси по всем злачным местам столицы. А еще Александр мог открыто любезничать со своими бывшими пассиями в присутствии жены, нимало не думая о том, что ей больно. Все это он считал нормой, оберегая свою свободу и независимость.

И все же любовь пришла к человеку, избалованному женщинами. Его мать приняла Иру — это было для него главным. Изменилась и девчушка, став известным театроведом. Но главным в ее жизни оставался ее обожаемый Саша. Кстати, ее вместе с матерью Пороховщиков снял в своем последнем фильме «Цензуру к памяти не допускаю». 

Перелом в совместной жизни наступил, когда Александр всерьез решил заняться историей своего рода и начал реконструкцию гнезда Пороховщиковых в Староконюшенном переулке. Дом-музей был вершиной его амбиций — он хотел прославить громкое имя своих предков. Здесь Ира была его главным помощником, и теперь он везде ходил за ней следом. Следом за ним теперь шли и болезни. Обострился сахарный диабет, пришлось даже ампутировать ступню ноги, стало подавать сигналы и сердце. Но от своих былых проказ женский угодник отказаться не умел. Помните, как вся страна ловила информации о его исчезновении, в то время как он скрывался на даче?

Финал был печален — больничная койка. Об инсульте узнала Ирина. И не сумела перенести неминуемую беду. Она повесилась в особняке родового гнезда Пороховщиковых. Он об этом не узнал, потому что и сам покинул этот мир.