Маршруточный этикет

Недавно в Приморье случился громкий скандал, о котором рассказали центральные СМИ: водитель маршрутки разорвал пятитысячную купюру школьника, у которого не нашлось мелких денег на оплату проезда.

Шока от этой информации я не испытала. Подумала, с чувством некоторого удовлетворения даже, что не только в Калуге работают такие нервные маршруточники.

Второй мыслью было — разорви он не пять тысяч, а пятьсот — и скандала бы никакого не было. Народ у нас такой, что не будет связываться «по пустякам».

Случай в Приморье, может быть, и из ряда вон выходящий, но, по сути, типичный: и у нас могут нахамить в маршрутке или такси просто потому, что вы подали крупную купюру и поставили тем самым водителя в сложное положение. Он же, водитель, на ответственной работе, его нельзя волновать и вынуждать заниматься поиском сдачи. И как-то не принимают во внимание перевозчики, что в этом и состоит специфика их работы. Если ты решил зарабатывать на жизнь таким способом, будь добр хорошо подготовиться к рабочему дню и заранее разменяй несколько тысяч рублей.

Теперь по поводу «пустяков». У нас почему-то не считается хамством развешивать по салону надписи типа «Просьба семечки и бананы есть вместе с кожурой…» или «Место для удара головой». Вроде бы это такой черный шоферский юмор. Не посылают же тебя и не угрожают, а просто по-доброму просят или предупреждают…

Создается стойкое впечатление, что большинство калужских водил считают нас, пассажиров, гостями у себя в салоне, причем, скорее, незваными. Поэтому упаси бог разозлить хозяина машины — выйдете все и пойдете пешком!

Фраза «Пойдете пешком» вообще у наших водителей в ходу. Она стандартно высказывается особо недовольным клиентам. А еще они любят, чтобы их четко и громко просили об остановке, нет, не по требованию, «где-то здесь», а там, где они предусмотрены маршрутом. 

К примеру, недавно я, забыв это неписаное правило, проехала свою остановку.  На мое замечание человеку за рулем, что, мол, вы же должны останавливаться в этом месте, он мне невозмутимо ответил, что кому он должен, всем прощает. 

Бороться с хамством за рулем можно и нужно. Не верите? Не так давно я стала свидетельницей безобразной сцены в одной маршрутке. В салон вошел парень лет пятнадцати. Он как-то не так закрыл дверь, после чего ее заклинило. Раздосадованный водила обматерил мальчишку. Несколько женщин вступились за него — досталось и им. Нас высадили через заднюю дверь, но обидно было не за себя, а за то, что вот так вот свободно у нас можно полить грязью любого, по сути, невиновного.

Вообще-то я человек не скандальный и терплю до последнего. Но этот случай, видимо, был из разряда последних. Придя на работу, я начала названивать в городскую управу. Меня с моей жалобой переадресовывали по нескольким службам, и, наконец, я попала к дежурному по городу. Он пообещал, что мне перезвонят.  И мне действительно перезвонили, из конторы, которая занимается пассажирскими перевозками. Кажется, сам владелец, он еще раз выслушал историю, переспросил номер машины. Извинившись за своего работника, упомянул, что такое «грубое обращение» замечено было за ним и ранее. Хозяин пообещал, что больше этот человек не будет  у них работать. Больше мы его действительно не видели. Хочется надеяться, что одним хамом на дороге стало меньше.