Три кита российской онкологии

Есть заболевание, которое вошло буквально в каждую российскую семью, коснулось друзей, близких и знакомых — настоящее поле битвы для врачей. Это онкология, в просторечье — рак. Наш регион — один из главных плацдармов этой битвы, и центр ее расположен в Обнинске.

В мае 2014 года произошло объединение трех ведущих онкорадиологических учреждений страны: МНИОИ имени П.А. Герцена, МРНЦ имени А.Ф. Цыба и НИИ урологии имени Н.А. Лопаткина. Об итогах этого события, о современных разработках и методах лечения онкологических больных мы беседуем с генеральным директором ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский радиологический центр» Минздрава России, доктором медицинских наук, профессором, член-корреспондентом РАН, заслуженным врачом РФ Андреем КАПРИНЫМ.

— Андрей Дмитриевич, о каких итогах слияния трех онкорадиологических учреждений можно говорить уже сегодня, и насколько эффективным оно оказалось? 

— Мне хотелось бы поблагодарить министра, который рискнул сделать это объединение, Веронику Игоревну Скворцову и губернатора Анатолия Артамонова, который поддержал нас, когда понял, что это толковая идея.

Оказалось, действительно толковая, потому что мы с вами получили то, о чем мечтают многие учреждения: закрытый цикл лечения пациента. Когда он в рамках одного учреждения, пусть несколько разбросанного территориально, но объединенного едиными протоколом и аппаратной базой, может пройти весь курс лечения, от ранней диагностики до реабилитации. С использованием суперпрецизионных методов, приближенных к индивидуальным характеристикам каждого отдельного случая. 

Аппаратура, на которой выполняются многие исследования и операции, очень дорогая, ее крайне сложно закупать в каждый центр. Достаточно купить дорогостоящую технику в одно учреждение, чтобы помощь смогло получить большое число пациентов. 

Сейчас в эту же связку фактически вошел и институт имени И.В. Курчатова. Подписан рамочный договор, и наши больные получили возможность проходить еще и ПЭТ (позитронно-эмиссионную томографию). Это процедура, которая важна для лечения и диагностики. 

На базе института имени Герцена смонтирован кибернож — очень дорогой и эффективный прибор, необходимый для лучевой терапии. Его стоимость — полмиллиарда рублей, на ежегодное обслуживание необходимо 10-12 миллионов, и поставить его еще и в МРНЦ было бы невозможно. Зато здесь будет установлен гамма-нож (один из шести инструментов в нашей стране, позволяющий очень точно, подобно скальпелю, облучать опухоли головного мозга, глаз и других органов, за которые мы раньше не брались) в рамках государственно-частного партнерства с немецкими специалистами. В следующем году мы его запустим. 

Таким образом, больные получают современную, высокотехнологичную помощь в гораздо большем объеме, чем могли бы получить в одном учреждении. С точки зрения транспортной логистики, мы также постарались выстроить все достаточно удобно. 

— Какие научные разработки ведутся в объединенном центре?

— Во-первых, теперь нам удается увеличить когорту пациентов, быстрее сделать выводы в рамках объединенного учреждения по тем современным протоколам, которые ведутся. Во-вторых, экспериментальная база, которая была почти разрушена, сейчас возрождается. Исторически на базе института имени Герцена был очень сильный виварий, сейчас он стал Клиникой экспериментальных животных, и теперь часть экспериментальных разработок увеличилась. Некоторые исследования мы перенесли в НИИ урологии на их новую аппаратуру, не дублируя затрат. Проводим как доклинические, так и клинические испытания новых лекарственных препаратов. 

Мы надеемся, что, как обещала министр здравоохранения, в Обнинске будет создан мощный центр ядерной медицины, а без доклинических испытаний, в том числе радиофармпрепаратов, это невозможно. Затраты очень приличные: хороший доклинический центр обойдется не менее, чем в три млрд рублей. 

В рамках единого центра легче выполнять как госзаказ, так и выигрывать медицинские и научные гранты. Мы не конкурируем друг с другом, разрывая грант на части, а выходим мощным объединением, забирая его целиком. 

— Ведутся ли в Обнинске какие-либо фундаментальные исследования?

— Да, например, по радиофармпрепаратам. Вместе с Физико-энергетическим институтом удалось создать несколько отечественных препаратов на основе радиоактивных изотопов рения, йода и иттербия.

Мы занимаемся оценкой радиобезопасности, радиобиологией, токсичностью, сроками воздействия препаратов, лечебным патоморфозом, генетическими мутациями.

Интересны разработки МРНЦ по оценке репродуктивного здоровья у онкологических больных. Это и создание криобанка, в котором уже 1500 образцов, и новые формы сохранения тканей, которые можно использовать онкобольным после выздоровления для возврата репродуктивных функций. 

Недавно, в августе, в нашем центре родился малыш Федя. Беременность его мамы наступила при помощи фолликул, которые были сохранены по новейшему запатентованному нами методу глубокой быстрой заморозки. И это случилось впервые в мире. Сейчас у нас ожидает ребенка еще одна бывшая пациентка, и две сдали свои биоматериалы в банк, чтобы через какое-то время стать матерью.

Еще одна интересная разработка: вместе с ВНИИ автоматики Росатома мы ведем работу по парадигмам модели изучения здоровья предстательной железы. 

Есть разработки и по лечению метастатических проявлений. Если раньше от таких больных отказывались, то теперь мы знаем, как им помочь. Потому что, по нашим данным и данным зарубежных коллег, мы можем продлить жизнь примерно у 35% этих пациентов на пять лет, удаляя метастазы, применяя современное комплексное лечение.

Мы занимаемся очень интересной методикой по определению опухолевых циркулирующих клеток в крови, можем сделать прогноз рецидива заболевания и оценить качество лечения. 

— Каким образом строится работа с пациентами? Расскажите о традиции дней открытых дверей.

— День открытых дверей мы придумали, чтобы изменить сознание населения, его привычку жить на авось, стимулировать приход людей к нам на первичное обследование в удобное время и совершенно бесплатно. Только в этом году наши «субботники» посетили 1317 человек из калужского региона.

Сейчас к инициативе Института имени Герцена присоединились и оба филиала МРНЦ — урологии и радиологии, несколько региональных центров. Движение началось по всей стране — от Краснодара до Хабаровска. 

Во время таких встреч мы выявляем из 130-140 человек несколько случаев, требующих внимания онкологов, и, что важно, на ранних стадиях. А это по многим локализациям — 95% выживаемости. Если бы во всех региональных стационарах проводились такие дни, вот это была бы лепта!

Объединение помогло нам и тем, что мы можем сюда десантировать специалистов из Москвы и наоборот, усиливая прием даже в численном составе. Уровень их и в Обнинске, и в Москве очень высок, особенно у клиницистов. 

Эту идею мы решили предложить в план действий Общественного совета по ЦФО. 

— У вас есть ощущение, что новый год будет лучше, чем этот? 

— Не просто ощущение, а уверенность. В том числе и потому, что Президент РФ сказал, что наши федеральные центры получат отдельное финансирование, а мы привыкли, что то, что он сказал, то и происходит.