Свидетель XX века

Один из атрибутов культуры — скромность.

Ею в полной мере обладал живописец Никифор Яськов, чья первая персональная выставка проходит сейчас, через двадцать лет после его кончины, в Калужском художественном музее. 

Как богата Россия и сырьем, и талантами — даже на учет их ставить некому. Реалистические пейзажи, документы времени, автор не датировал, и только по приметам моды и архитектуры можно судить об их создании. 

Никифор Николаевич родился в 1898 году, в селе Штопки Климовского уезда Брянской губернии. Одаренный юноша в первые послереволюционные годы учился в украинской Академии искусств в Киеве. Позже, в 1923 — 1926 годах, стал студентом легендарных курсов Вхутеина в Петрограде. Учителями Никифора Яськова стали профессора Владислав Савинский и Аркадий Рылов. 

Несмотря на повальное увлечение авангардом, юноша из провинции тяготел к трезвому реализму. Его этюды, картины — скрупулезные исследования быта, сочетающие точность наблюдения с добротой, поэтичностью взгляда. 

Художник прошел Великую Отечественную войну, выжил, вернулся к любимому делу — преподаванию в Орловском художественном училище. Как заведующий учебной частью он участвует в переезде училища из разрушенного войной Орла в Елец. 

Одно из лучших в Советском Союзе художественных училищ, оно стало «матерью-кормилицей» для мастеров, ставших впоследствии ядром Калужского Союза художников: народного художника России Валентина Белова, театрального художника Ивана Калинина, Петра Козьмина, Юрия Епишина, Анатолия и Зинаиды Тимофеевых. 

В 1953 году Никифор Яськов перебирается в Калугу и в полной мере отдается творчеству, редко участвуя в выставках. Его работы не несут, казалось бы, зримых примет идеологии — на них нет флагов, памятников, явных примет промышленности, сельского хозяйства. Но в то же время они передают дух времени.

Вот на «Ярмарке» продают первую клубнику. Именно первую, потому что она крупная, как яблоки. Садовницы принесли на рынок в плоских корзинах, обвязанных марлей, разложили на оцинкованные прилавки. Воскресная толпа покупателей густа и празднична. По одежде и тем самым оцинкованным прилавкам можно предположить, что изображен миг жизни конца 50-х годов XX века. 

По калужской Смоленке, пыхтя, ползет пузатый по моде 60-х годов прошлого века автобус. Работа выполнена на гофрированном картоне — автор не придавал ей никакого значения, не стремился к тому, чтобы она сохранилась в веках. 

Вот вид на ту же местность под другим ракурсом — она изображена «После дождя»: Калуга до строительного бума 60 — 70-х годов вся состоит из деревянных домиков с садиками. Те же приметы ушедшей натуры видны в этюде «Зимний день» — даже водонапорную башню еще не снесли, и белый снег не заезжен многочисленным транспортом — на дороге лишь следы грузовиков-шеститонок, развозящих товары по магазинам. 

Отсутствие претенциозности, назидательности —  лишь правда, увиденная глазами мужественного оптимиста. Автор не дожил четыре года до своего столетия — уже только поэтому стоит прийти на его выставку, поучиться методам выживания. Как железные челюсти XX века, все войны, революции, перемены границ и конституций не сломили этого человека… Приходите разгадать его секреты!