«Сёстры» в ТЮзе в первый раз

Какое место занимает Калужский театр на карте Родины?

Судя по тому, что наш ТЮЗ получил грант Министерства культуры Российской Федерации по поддержке современной драматургии, рейтинг его высок. С сочувствием принял зритель премьеру пьесы Андрея Убогого «Сестры» в постановке Михаила Визгова.

Доктор Чехов написал об одной из своих драм: «В ней пять пудов любви». Калужский драматург сказал так: «Пьеса посвящена любви-страсти, любви-нежности, любви к друзьям и подругам, любви к своему делу, любви, наконец, вообще к жизни».

Кто же этот врач, окунувшийся в литературу вслед за Антоном Павловичем, Вересаевым, Булгаковым?

Во-первых, Андрей Убогий большей частью проделывает путь (не ближний) до работы и обратно на велосипеде. В отпуске хирург-уролог был не раз замечен в походе на байдарках. Здоровый образ жизни дает врачу энергию для творчества, тем более что «чернильная бацилла» у него в генах.

Родители нашего героя работали врачами-терапевтами в областной психиатрической больнице. Дети также избрали династический путь. Общий медицинский стаж семьи перевалит за столетие!

Андрей Убогий награжден орденом Гиппократа регионального благотворительного фонда «Московский фонд мира».

Отец прозаика и драматурга, Юрий Васильевич, рано начал публиковаться в центральных изданиях. Его рассказ «Максимка» стал лауреатом нескольких премий Союза писателей СССР.

Писательский стаж Андрея Убогого составляет больше тридцати лет, еще со студенчества. В 1993 году он стал членом Союза писателей России, позже — лауреатом премий имени Леонида Леонова, Вадима Кожинова, братьев Киреевских.

В дни премьеры мы встретились с автором, чтобы расспросить его об истории взаимоотношений с театром.

— Когда пишет психиатр, в названии профессии которого есть слово «душа», это выглядит естественно. Вы же разрезаете человека и знаете, что у него внутри. Это не должно, казалось бы, оставлять места для сантиментов…

— Мой жизненный опыт говорит, что циников среди врачей немного. Врач ежедневно видит чудеса жизни, то, как люди преодолевают болезни. И в нем нарастает изумление перед тайной человека.

— Одно из таких чудес — как тяжко больной Александр Плетнев снимал фильм по вашему сценарию. Какова судьба ленты?

— Фильм «Жертвы любви» снят по мотивам моего романа «Ковчег». Он существует в черновом варианте, его правообладатель продюсер — Катерина Алтынова, живущая большей частью в Лондоне.

— И «Сестер» Александр Борисович планировал ставить?

— Да, прошла читка, заявления в прессе, но кончина режиссера оборвала работу. Читка состоялась на фестивале «Старейшие театры России», где проводился Международный конкурс современной драматургии. В нем участвовало свыше 180 пьес! «Сестры» победили! Московские критики отметили, что пьеса сценична и что они фактически увидели начало работы над спектаклем.

Завлиту Любови Слеповой сочинение понравилось, и она постаралась, чтобы пьеса вышла на подмостки. Благодаря ее хлопотам «Сестер» и читали, и отметили на Всероссийском конкурсе современной драматургии в Серпухове в 2010 году. Позже Любовь Васильевна принесла пьесу в ТЮЗ, и вот текст стал спектаклем!

— Название сразу напоминает сестер Прозоровых…

— Конечно, аллюзия откровенная… На разборе пьесы в ТЮЗе, который очень глубоко делает Михаил Алексеевич, мы определили характеры. В начале XX века гениальный немецкий юноша Отто Вейнингер написал в работе «Пол и характер», что все женщины делятся на два типа: женщина-мать и женщина-проститутка. Два персонажа пьесы согласуются с этой теорией, а третья — «девушка с книгой», интеллектуальная и страдающая. Каждый тип по-своему прекрасен, а вместе они составляют ту тайну женственности, которую никто не разгадал.

— Карл Маркс считал, что самое большое достоинство женщины — слабость…

— Самое главное — женственность, смягченное умение уступать инстинкту, следование своему природному, космическому, предназначению, вписанность в миропорядок. Мужчина же ярче всего проявляется, напротив, в преодолении инстинктов. Из чеховских сестер мне симпатичнее Ирина, она более всех персонажей выражает чеховскую идею трагического жизненного тупика, в котором почти неизбежно оказывается глубокий и искренний человек.

— Когда я спрашивала Александра Плетнева, в чем же выход из тупика для Прозоровых, он отвечал без иронии: «Ехать в Москву…». Режиссер считал, что культурную среду создать вокруг себя можно только одним путем — найти культурных людей, и сделать это легче в столице.

— Саша этим занимался и нашел таких людей в провинции. Медсестры же в нашей пьесе собираются переехать на работу в Москву. Москва для Прозоровых — образ рая, образ утерянного детства, и вернуться в него нельзя…

— Это как «Москва — Петушки» Ерофеева, как «Путешествие в Икстлан» Кастанеды! Но медсестра в Москве действительно получает такую же зарплату, как профессор в России (то есть провинции)… Привыкнуть к такому противоестественному положению вещей нельзя.

— Поэтому надо выбирать себе такое дело, которым ты бы занимался даже бесплатно. Если сравнить нашу жизнь с эпохой Смутного времени, с бомбежками в Сирии, то живем мы прекрасно… Нужно проживать свою жизнь в том самом месте, которое определено нам судьбой и Богом. Для меня важно, что главной музыкальной темой спектакля стала песня Петра Фоменко из фильма «На всю оставшуюся жизнь», которую композитор Евгения Хозикова удачно вписала в музыкальную ткань. 

Медики ведут круглосуточный бой со смертью, в наше негероическое время их работа — безусловное добро. Врач Игорь (Кирилл Ланцев), сестры Марина (Екатерина Крохмалева), Ольга (Алина Шелест), Ирина (Евгения Соцкова) совсем не идеальны, но они — спасители. 

Спектакль злободневный и вызовет самые разные отклики. А это главное! Ведь одна из важнейших функций театра — формировать общественное мнение, хотя бы в среде своих зрителей. Калужский ТЮЗ снова подтвердил то, что он — театр для больших и маленьких, театр для всех…