Иркутский Понтий Пилат

Иркутский автор Алексей Шманов написал пьесу о Понтии Пилате. 

«Воланд рассмеялся громовым образом… 

— О чем, о чем? О ком? Вот теперь? Это потрясающе! И вы не могли найти другой темы? Дайте-ка посмотреть». 

Ничего нет проще, мессир, приходите в Калужскую драму на постановку Александра Баранникова. Да, именно так: два калужских режиссера, два выпускника интерната №1, Михаил Визгов и Александр Баранников, выпустили свои премьеры в один день. 

Конечно, мы поспешили к Александру Георгиевичу с расспросами об истории появления имени злосчастного римлянина на афише театра. 

— Какова история возникновения пьесы на столь необычную тему?

— Ее написал Алексей Шманов по моей просьбе. Мы дружим уже больше пятнадцати лет, познакомились в Иркутском ТЮЗе на фестивале, посвященном Вампилову. По условию организаторов нужно было выбрать произведение современного автора. Мне предложили одноактные пьесы Алексея, и я читал их всю ночь, не мог оторваться. Так появился спектакль «Лабиринты сновидений», ставший лауреатом Первого театрального фестиваля им. Вампилова. Позже я поставил пьесу Шманова в калужском образцовом театре «Салют» при Доме творчества юных со своими учениками. Шесть студийцев из того состава поступили в Ярославский театральный институт.

История нынешней постановки происходит не в Древней Иудее, а в завтрашнем мире. В плане мифа она уходит корнями в тот колодец времени, о котором писал Томас Манн в романе «Иосиф и его братья». В этой бездне история повторяется, и архетип вечен. Суть ее в том, что человек, однажды совершивший преступление, будет каяться вечно. В романе Булгакова «Мастер и Маргарита» Пилат прощен Иешуа и идет с ним по лунной дороге. В пьесе Алексея Шманова Пилат (Захар Машненков) «собирает театр» и воссоздает в нем историю своего преступления…

— Как во вставной пьесе «Мышеловка» в «Гамлете»…

— Да. И в результате он убивает не невинную жертву, а себя. Христа сыграть невозможно, в нашей пьесе его олицетворяет герой по имени Иса (Дмитрий Казанцев, Владислав Тарасов). В действии есть мистика, превращения, вкрапления евангельского текста. 

— Тоги и сандалии на героях будут надеты?

— Нет, история происходит в будущем, это — антиутопия, история апокалипсиса…. 

— Для меня сюжет Пилата — рассказ о трусости и предательстве.

— Люди оступаются… 

— Слишком снисходительная оценка! Пилат убил праведника, чтобы сохранить свою должность. 

— Не все так просто. По историческим свидетельствам, Пилат в 36 году, после жалобы самаритян на его кровавую расправу с восставшими, был отстранен от должности и вызван в Рим. Пилат не стал дожидаться суда, а продал имущество и бежал. 

Помните, под каким давлением синедриона и толпы иудеев Пилат «умывает руки» в фильме Мэла Гибсона «Страсти Христовы»? Картина дословно воспроизводит события, описанные в Евангелии. Отпустить Христа — означало бы перевернуть весь мир, и в Иерусалиме немедленно вспыхнул бы антиримский бунт, погибли бы тысячи иудеев. Я не оправдываю Пилата, но история о том, что человек расплачивается за преступление всю жизнь. Наш спектакль — предостережение. 

Кроме этого пласта вспоминается параллель взаимоотношений Булгакова и Сталина, мистическая связь между ними. Вождь посмотрел МХАТовский спектакль «Белая гвардия» около тридцати раз! 

— То есть получается, что Иешуа посадили по пятьдесят восьмой (политической) статье? 

— Да. За оскорбление его величества. Народный артист России Михаил Пахоменко рассказывал мне случай, как его знакомый завернул селедку в газету с изображением вождя и сел в тюрьму. Так что сегодня говорить о засилье цензуры смешно и пошло. Еще за тканью пьесы просвечивает «Легенда о Великом инквизиторе» из романа «Братья Карамазовы» моего любимейшего писателя Федора Достоевского. Так же, как и там, сейчас идет искушение хлебами, достатком, потреблением. У человека всегда есть выбор, свобода — величайший божий дар. И Пилат выбрал путь не жертвы и добра. 

Круг спектакля с подзаголовком «Рондо в двух действиях» подарили зрителям артисты Ирина Якубенко, Георгий Саркисов, Кирилл Бессонов, Вячеслав Соколов, Антон Смородин, Наталья Бушина. 

Они «раскрутили» его колесо под музыку Виктора Норейко. Сценография и костюмы питерского художника Кирилла Пискунова урбанистичны, они стали жесткой рамой для трагедии, помогали артистам и зрителям вжиться в непоказной драматизм постановки. 

Критики отмечают, что Алексей Шаманов в своих романах сумел соединить «мистику» и фарс, сухой дневник и радужное сновидение, поэзию и прозу». Роман «Заарин», к примеру, вошел в подлинный список на номинацию премии «Национальный бестселлер». Автор, взявший «говорящий» псевдоним Шаманов, выражает в предисловии к книге благодарность за «информационную и сакральную поддержку Вактору Шоно из рода Большого Волка, бурятскому шаману, принявшему посвящение в Монголии». Теперь от демонологичного повествования автор сделал скачок к христианскому сюжету. (Наверное, поэтому на калужской афише фамилия писателя — Шманов.) Разве не любопытно посмотреть на результат? Приходите, познакомимся с новым автором Калужской драмы, дорогие театралы!