Рисунок для «ласточки»

Тату на машине — красивый отличительный знак, рассказывающий о характере владельца и его предпочтениях. Кто такие аэрографы и с чем к ним приезжают?

Направление в Калуге не очень популярное, поэтому и мастеров так мало. Одна из студий аэрографии находится во Мстихине. Туда мы и поехали. Нас встречают двое мастеров — Дмитрий Хамракулов и Дмитрий Чеботарев. Заходим в гараж с шутливой надписью «операционная» над дверью — пусто.

— Вот только вчера машина уехала в Москву, — объясяет один из хозяев. — Сойку-пересмешницу делали.

Аэрография была придумана в Штатах где-то в середине 30-х годов. Сначала писали информационные надписи на машинах — с помощью трафарета и краски. Потом опыт перешел на машины, участвовавшие в «Формуле-1». Там на болидах стала появляться реклама — тоже путем аэрографии, а потом уже способ ушел в народ. Появилась роспись на автомобилях.

До России веяние дошло только в 90-х. Первые автомобили с аэрографией стали появляться где-то в 1994 — 1995 годах. Но аэрографы применялись и в СССР, только в основном в прикладных целях: для чертежей, надписей. А вот на машинах — только в 90-е.

Для того чтобы покрыть автомобиль или его часть картинкой, заводская краска зачищается. Авто готовят так же, как и к любой покраске. Избавляются от рисунка тем же способом: просто красят машину заново.

Студия Дмитриев появилась буквально три года назад, но они занимаются аэрографией уже с десяток лет.

— Первый аэрограф я себе купил лет восемь назад, — рассказывает Дмитрий Хамракулов. — Еще даже гаража специального не было — кирпичи валялись, полный хаос. Пытался, конечно, сначала свою машину разрисовать. 

У Дмитрия Хамракулова специального художественного образования нет, разве что опыт. Дмитрий Чеботарев — дипломированный художник.

— Да мы прежде всего автомобилисты, наверное, поэтому интереснее всего развиваться в этой отрасли.

Учиться начали в конце 90-х. Никаких специальных курсов, почти никакой литературы в России по этому направлению не было. Требовались титанические усилия, чтобы отыскать что-то нужное.

— По-настоящему ценную и интересную информацию по аэрографии удалось получить, лишь когда появился доступный интернет. У меня — в 2003 году, — вспоминает Дмитрий Хамракулов. — Во Всемирной паутине я стал разыскивать людей, увлекающихся этим, делиться своим опытом, внимательно изучать опыт коллег. Сейчас в Москве есть курсы по аэрографии. Их стоимость может доходить до нескольких тысяч долларов, а вот каких-то особенных фишек там не покажут. Разве что самые примитивные знания, которые интересующиеся этим направлением люди, как правило, уже изучили самостоятельно. 

Работают ребята не только по трафаретам, но и сами могут что-то придумать.

— Одна из самых кропотливых наших работ — калужский «Опель», разрисованный под Хохлому. Буквально на днях от нас уехала эта машина. Потратили на нее около двух месяцев. Огромное количество маленьких деталей, все должно быть четко выверено, красиво оформлено. Но обычно столько времени не уходит. На средний рисунок на капоте мы тратим недели две. На всю машину уходит около месяца. 

На время работ с авто придется попрощаться: мастера работают весь световой день, так что ездить на работу, а потом привозить вечером машину для рисунка не получится. 

Заказывают самые разные картинки, но странных, из ряда вон выходящих просьб не было.

— Если раньше человек просто хотел картинку на машину, и не особенно разбирался в стилях, да и мастерам доверял самым разным, не задумываясь, что они могут напортачить, то сейчас люди стали очень избирательны. Рисунок выбирают тщательно. По-прежнему пользуются популярностью животные — волки, львы. Есть в Калуге одна очень красивая машина с пантерой — мы делали. Популярен и огонь. Последняя работа — по мотивам «Голодных игр» — символ фильма — сойка-пересмешница теперь красуется на капоте одного московского «Ниссана». На телефонах (а мы делаем аэрографию не только на машинах, но и на других поверхностях) чаще всего просят нарисовать кошечек или еще что-то подобное, милое. Несколько раз приходили с фотографиями любимых. Мы перерисовывали портреты, но в последнее время стали противниками этого. Многие ведь хотят видеть на аэрографии сильно усовершенствованный свой портрет, но при этом, чтобы человек был узнаваем. Вот и получается, что модель приходится омолаживать, перекрашивать, удлинять волосы и ногти… В общем, в последнее время от таких заказов стали отказываться.

Частенько человек просто говорит: «Я хочу, чтобы было вау!» Что для него «вау»? Приходится неделю еще знакомиться, выяснять, чем он интересуется, что ему близко, что он хочет. Порой рисуем несколько разных эскизов. Клиент выбирает, а мы потом создаем трафарет, адаптируем его под размеры и цвет автомобиля.

Есть и постоянные клиенты, которые имеют по нескольку автомобилей в семье и каждый разрисовывают в разных тематиках. 

Рисунок на авто — это знак индивидуальности. Но вот как потом такая машина будет продаваться, сказать сложно. Бывает так, что машина с особой меткой долго не продается, а иногда как раз картинка настолько привлекает покупателя, что другие характеристики машины уже не особенно и важны…