Коллаж реальности

Юбилей Михаила Мантулина зовет окунуться в галерею стилей 20-го века.

В Выставочном зале Союза художников России этот признанный в Европе мастер представил свои труды за сорок пять лет.

Выпускник архитектурного института, участник Центральной экспериментальной студии Союза художников, автор персональных выставок в столице России, Венгрии, Франции, отец двух начинающих одаренных художниц, строгий преподаватель колледжа культуры, мягкий собеседник — всё это аспекты одной личности.

Как описать человека, видя его только с одной стороны? Портрет в любом случае будет неверен (если только его автор-мыслитель не гений). Когда-то Френсис Бэкон сказал, что метод — это циркуль, позволяющий человеку достичь замечательно верных, высоких результатов. Конечно, лишь при условии тонкой наблюдательности, трудолюбия, преданности делу.

У различных людей при взгляде на собрание работ Михаила Дмитриевича могут возникнуть разные возражения. Но не у всех. Оскар Уайльд писал: «Те, кто в прекрасном находят дурное, — люди испорченные. Те, кто способны узреть в прекрасном его высокий смысл, — люди культурные. Они не безнадежны. Но избранник — тот, кто в прекрасном видит лишь одно: красоту».

Если калужанин, придя (совершенно бесплатно) на эту выставку, улыбнется, его сердце забьется быстрее — это все, чего хотел мастер. Если он приверженец лишь реализма, то может нахмуриться и заподозрить, что его дурачат. Если он знаток истории искусства, может обвинить автора во вторичности.

Действительно, не Михаил Мантулин изобрел мобили, оп-арт, гиперреализм и так далее. Уровень погруженности художника в культуру 20-го века таков, что она буквально струится по сосудам его тела.

При входе в зал автор поместил коллаж «Мальчик с лютней». Михаил Дмитриевич купил четыре репродукции одноименной картины Караваджо, разрезал их на сантиметровые квадратики и склеил коллаж, который в два раза больше источника. В результате получилась дивная оптическая иллюзия жизни, вибрации, прозрачности. Здесь автор использует принцип неклассической науки, когда результат зависит не только от объекта, но и от наблюдателя. Наш глаз движется по изображению сам, без участия воли, и та завеса летнего ливня, что возникает в сознании, приближает к нам неизвестного лютниста.

Ваш корреспондент много раз настойчиво расспрашивал, мастера, как он рассчитывает подобные эффекты. Получилось по Лао-Цзы: «Говорящий — не знает, знающий — не говорит».

Дань космической теме отдает коллаж 1981 года «Спасение на водах», где космонавты с орбитальной станции «Мир» спасают жертв картины Айвазовского «Девятый вал». Объект сочетает иронию с трогательной верой в прогресс.

А вот невеста с картины Федотова «Сватовство майора» убегает в «чисто поле» кисти Шишкина. В коллаже есть и система координат, и «версты полосаты», и призыв «поедем на машине». Коллаж, составленный из репродукций, стал абсолютно самостоятельным произведением искусства!

Коллаж «Программа «Взгляд» 1988 года — поистине документ времени.  Зловещий ядерный гриб, заместивший в черепе голландки 16-го века здравый смысл и мозг, делает честь прозорливости автора. 

«Энтропия времени и пространства» — арт-объект — зеркало, в котором каждый зритель увидит себя. Энтропия — мера беспорядка, мера омертвения. Мы смотрим в зеркало как бы изнутри разбитого механизма, множества несвязанных, нефункционирующих деталей компьютера.

Изысканный принт «Сны о Париже» —  память о работах, выставках, встречах, в этой Мекке художников.

Горячая эмаль «Исследователь» —  пример проявления постоянно присутствующей в работах мастера интуиции. Вряд ли художник знает, что стрекоза, изображенная на столике бинокуляра, зовется Большой дозорщик. Она, кстати, обязательно подлетит к вам, посмотрит в глаза, если вы подойдете к «ее» пруду. Мы смотрим на природу, она оценивает нас. 

Портрет рыцаря составлен из бабушкиной цинковой стиральной доски, хронометра, деталей компьютера, электросчетчика… Сложен человек, считает Дмитрий Мантулин.

Коллаж «Таруса — Париж», посвященный Э.Штейнбергу, как и сознание, объединяет серп, ключ от старого дома, движущиеся панорамы улиц столицы Франции на дисплее ноутбука. 

Монотипия 1995 года повторяет в названии лозунг, висевший над воротами Освенцима, — «Каждому свое». Да, велика дистанция в доходах рабочих и тех, кто оплачивает выступления рок-звезд у себя на вечеринках. Надо помнить об ответственности каждого за это, ведь не Гитлер лично жег людей в печах Освенцима! 

Прелестный и величавый «Сад воспоминаний» о посещении Лувра — деколлаж, где и Венера Милосская, и Ника Самофракийская парят над входом в сокровищницу искусства — хрустальной пирамидой во дворе дворца Людовика XIII.

А вот и сам автор! Он рассказывает о том, что композиция с лестницей в небеса и группой компьютерных «мышей» «под землей» навеяна палитрой «Золотой осени» Левитана…

Фантастический мир, будящий память и воображение, поглотит вас, как Страна чудес Алису! Не упустите шанс потеряться в нем!