Спасатель и романтик

Как стать спасателем? Один из способов — в юности испытать на себе все опасные виды спорта, чтобы тебя затем пригласили на «чрезвычайную» работу. Лучшему спасателю области Сергею Гусеву экстремальное хобби помогло найти и работу, и семью.

С детства Сергея манили дальние походы и путешествия, о которых он читал в туристических журналах. Со школы начал серьезно заниматься спортивным ориентированием, учился науке выживания в дикой природе. Начал с пешеходного похода, затем полез в горы. По его словам, понравилось работать с «веревками». Дальше — больше: попробовал себя и в воздухе — получил III разряд по парашютному спорту.

Все мы немного туристы, особенно если это касается отдыха на природе, но профессиональными скалолазами становятся единицы — тем более если ты живешь на равнине. Как это часто бывает, Гусев не видел практического приложения своему увлечению и выбрал банальную, но востребованную работу сантехника.

Но тут парню помог случай. Наш пожарно-спасательный отряд решено было усилить спортсменом. Его руководство обратилось в городской туристический клуб с предложением найти молодого человека, обладающего хорошими навыками скалолазания. Требовался сотрудник на постоянную работу. «Почему бы и нет?» — подумалось Гусеву. В общем, он использовал свой шанс и, кажется, с тех пор ни разу не пожалел, что променял спокойную — денежную! — работу на прямо противоположную.

В 19 лет Сергей стал стажером Калужского пожарно-спасательного отряда и вот уже 16 лет работает в пожарно-спасательной службе области. За это время пришлось освоить более десятка различных специальностей, среди которых — газоспасатель, судоводитель, промышленный альпинист, стропальщик, газоэлектросварщик, рабочий люльки, водолаз. Чтобы работать спасателем, нужно обладать многими техническими умениями, не говоря уже о физической силе. 

Сейчас Сергей Гусев работает в составе отряда по реагированию на ДТП. Он дежурит на постах, расположенных на 174-м и 270-м километрах федеральной трассы (М-3) «Украина».

Спасатели работают на местах аварий: разблокируют двери автомобиля, если надо — тушат пожар и извлекают пострадавших из машины, оказывая им помощь. 

— В основном до приезда скорой накладываем раненым асептические повязки, шины при переломах. На посту есть аппарат искусственной вентиляции легких. Он здорово помогает при угарном отравлении. 

Кровь и человеческие страдания — практически ежедневные картины, которые видят спасатели. Можно ли к такому привыкнуть?

— Привыкнуть к этому нельзя, если ты не совсем бесчувственный человек, конечно. Поначалу очень трудно, — вспоминает Гусев, — сейчас я уже научился настраиваться таким образом, чтобы не пропускать все через себя.

К тому же лишние эмоции только повредят в ситуации, когда требуются быстрота и четкость действий всей команды.

Помимо аварий, спасателей привлекают к реагированию и на другие ЧС. блог про подорожі. Так, недавно в районе поселка Куровского на заводе доставали рабочего, упавшего с десятиметровой высоты в дозатор с сырым керамзитом. 

«Клиентами» спасателей нередко становятся рыбаки, любители подледного лова. Автомобилисты и их пассажиры, почувствовавшие себя плохо, тоже получают первую помощь на посту «реагирования на ДТП».

Кроме ежедневной работы на посту, есть еще командировки в соседние области для ликвидаций последствий чрезвычайных ситуаций. Сергей принимал участие в поиске погибших после крушения самолета президента Польши под Смоленском. Он был в составе сводной группировки калужан, которые прилетели в 2013 году в Хабаровск помогать жителям пережить то памятное наводнение. Почти сорок дней они вывозили хабаровчан из затопленных домов, доставляли еду тем, кто оставался охранять имущество и скот, облегчали, как могли, их быт.

По словам Сергея, спасенные редко говорят спасибо, да это и не нужно. Нет такого желания, чтобы тебя отблагодарили за то, что ты делаешь по долгу службы. К тому же он прекрасно понимает, что никому лишний раз не хочется вспоминать те жуткие обстоятельства, в которых побывал. А спасатель, хочешь ты этого или нет, ассоциируется у пострадавших с пережитым кошмаром.

И, наконец, о том, что, собственно, и привело Гусева в отряд спасателей. В календаре сотрудников МЧС соревнования по спасательному многоборью занимают существенное место. В набор дисциплин входят физкультура, трехкилометровый кросс, комплексные силовые упражнения, выполнение практической части (действия при пожарах, других ЧС), природный и водолазный этапы. Сергей стал непременным участником состязаний спасателей-многоборцев. За эти годы областная команда не раз занимала призовые места среди команд ЦФО, побывала и на общероссийских соревнованиях.

Оказывается, экстрима в работе и спорте Гусеву мало. Он еще и свободное время посвящает сплавам по горным рекам. Супруга на это реагирует положительно. Дело в том, что она сама такая же «безбашенная» туристка (познакомились когда-то на этой почве), более того — работает в спортивной школе и ведет кружок туристического многоборья. 

Двое детей четы Гусевых знают прелести походов лет с шести-семи. Всей семьей были на Кольском полуострове, в Карелии. Мошка, холод и горы их не пугают. Могло ли быть иначе, если родители — фанаты-путешественники?

Возвращаюсь к нелегкой работе отца семейства и напоследок задаю ему вопрос о том, хотел бы он, чтобы мальчишки пошли по его стопам. По его словам, младший сын уже хочет «стать, как папа».

— Главное — у ребенка должно быть стремление к чему-то хорошему, мотивация. Препятствовать не буду.